В кока-коле нашли пестициды и ДДТ
По мнению экспертов, успех американских компаний PepsiCo и Coca-Cola связан с грамотно построенным брендом и умением вызвать эффект привыкания у потребителя. Любители газировки за это расплачиваются лишним весом.
В начале августа в мире произошла маленькая сенсация: наверное, впервые за всю свою историю два извечных конкурента – PepsiCo и Coca-Cola – выступили «единым фронтом» против обвинений в адрес производимых ими напитков. В начале недели индийская неправительственная организация Center for Science and Environment (CSE) опубликовала результаты своих исследований, согласно которым в напитках, разливаемых Coca-Cola в Индии, уровень содержания пестицидов в 30 раз превышает нормы, принятые в ЕС, а в индийской Pepsi – в 36 раз. Представители обеих компаний на совместной пресс-конференции, разумеется, все эти обвинения отвергли. Эксперты отмечают, что токсичность индийской колы связана с отсутствием в стране жестких мер по контролю за качеством питьевой войны и что в развитых странах такая ситуация просто невозможна. Правда, как отмечают аналитики, в «цивилизованных» государствах на PepsiCo и Coca-Cola сейчас свалилась другая напасть. Даже в «родных» для них США их обвиняют в том, что они виноваты в стремительном увеличении числа американцев, страдающих ожирением и аллергией. Нынешнее лето оказалось крайне неудачным для индийских подразделений Coca-Cola и PepsiCo. Сначала британский медиахолдинг BBC опубликовал свое собственное журналистское расследование о бизнесе этих компаний в Индии. В частности, как утверждают журналисты BBC, выпускаемое в качестве побочного продукта на одном из индийских заводов Coca-Cola удобрение, которое затем продается местным фермерам, содержит сильный канцероген – кадмий. Более того, как свидетельствует BBC, работающие рядом с предприятием Coca-Cola фермеры оказались на грани разорения, так как американская компания буквально «выпила» всю окрестную воду. После этой публикации масла в огонь добавило исследование CSE, в котором содержались уже серьезные обвинения и в адрес Pepsi, помимо Coca-Cola. Согласно докладу CSE, в напитках, выпускаемых этими компаниями в Индии, было обнаружены отравляющие вещества вроде ДДТ, линдана и хлорпирифоса. Несмотря на то что местное руководство американских компаний заявило свой протест и пообещало в кратчайший срок опубликовать собственные «правильные» данные проверок, скандал в Индии может получить широкий международный резонанс. В настоящий момент даже в США, где PepsiCo и Coca-Cola обладают весомым «авторитетом», в адрес этих компаний посыпались очень серьезные обвинения. В этом году президент США Джордж Буш объявил ожирение национальной эпидемией. В настоящий момент более 30% взрослых американцев страдают от избыточного веса. Причем, согласно результатам специального исследования, проведенного американским медицинским журналом Lancet, это связано с чрезмерным употреблением газированных безалкогольных напитков. По данным Министерства сельского хозяйства США, потребление «газировки» в стране за последние 50 лет увеличилось на 500%. Сейчас среднестатистический ребенок выпивает до 570 мл безалкогольных напитков в день, а взрослый – до 275 мл. В результате основную часть потребляемого сахара американские дети получают из газированных напитков. Опасность этой ситуации в том, что этот сахар легко усваивается и человек начинает перебирать калорий, сам того не замечая, что и ведет к ожирению. Как считают специалисты Lancet, каждая новая выпитая ребенком за день банка газировки, которая содержит обыкновенный сахар, увеличивает вероятность заболевания ожирением в 1,6 раза. Неудивительно, что в США разгорается кампания, цель которой заключается в ужесточении правил игры для производителей газированной воды. В частности, в некоторых городах местные власти выступают за запрет установки аппаратов по продаже газированных напитков в школах. На первый взгляд, эффект от этого решения должен быть минимальным – на школы приходится лишь около 1% продаж PepsiCo и Coca-Cola. Но в долгосрочной перспективе подобные меры могут серьезно ослабить бренды этих производителей. И Coca-Cola, и PepsiCo пытаются с детства воспитывать у потенциальных потребителей лояльность к своей торговой марке, иавтоматы по продаже напитков в школах как раз являются элементом этой стратегии. Правда, гораздо сложнее будет избавиться от эффекта привыкания к «шипучке». «Мое личное мнение – что вредность газированных напитков, производимых Coca-Cola или PepsiCo, связана с их регулярным потреблением, – сказал RBC daily председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Этим компаниям удается сформировать у потребителя эффект привыкания. Современный человек живет в состоянии постоянного стресса, и ему регулярно требуется энергетическая подпитка. Вброс в кровь легко усваиваемого сахара, содержащегося в газированных напитках, как раз создает у человека физиологическую готовность к этому стрессу». Между тем в России у рядовых граждан зависимость от газированных напитков еще не сформировалась. По данным исследовательской компании ACNielsen, россияне с большей охотой пьют соки и сокосодержащие напитки, чем газированную воду. Так, за первые пять месяцев этого года соков было продано почти вдвое больше, чем газированной воды. По сравнению со вторым полугодием 2002 года продажи минеральной воды и газированных напитков сократились на 6% и 18% соответственно, в то время как продажи соков возросли на 13%. Кроме того, по утверждению отечественных производителей, граждане России стараются следить за своим здоровьем, поэтому стремятся пить более качественную газировку. «Наш типичный потребитель – это состоявшийся человек, который следит за собой и ведет здоровый образ жизни, – сказал RBC daily представитель группы компаний «ОСТ», выпускающей, в частности, продукцию под маркой «Черноголовка», Александр Моргачев. – Мы считаем, что главным преимуществом нашей продукции является ее натуральность. Мы используем артезианскую воду и натуральные ингредиенты и разливаем нашу продукцию в стеклянную тару». http://www.stopusa.info/articles/030828_Koka.shtml
* * *
Педиатры против лимонада. Американская Академия Педиатрии\American Academy of Pediatrics выступила за полное запрещение продажи в школах высококалорийных безалкогольных напитков, типа колы и лимонада. В официальном заявлении, Академия призывает ограничить продажи подобных напитков, поскольку их неумеренное употребление способствует ожирению. На сегодняшний день 15% американских школьников (9 млн.) страдают серьезной формой ожирения. Их число выросло втрое по сравнению с 1980 годом. От 56% до 85% школьников выпивают, как минимум, одну банку лимонада в день.
Newsletter Washington ProFile - 14 января 2004 года - #1 (363)
Американцы предупреждают поколение "next"
Статья опубликована в научно-популярном альманахе "Не может быть" № 1 (87) 1999 Альманах издается с 1990 года и распространяется в России, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Израиле, США, Финляндии, Франции, Японии, Греции. Накануне Нового года "Кока-кола" обрушила на россиян очередную рекламную атаку. На этот раз пропагандистом напитка выступил Дед Мороз. С огромных газетных объявлений, занимающих целую полосу, он обещает большие скидки на кока-колу, спрайт, фанту и бонакву. В подтверждение этого здесь же печатаются девять купонов, предоставляющих очень существенные скидка от двух до пятирублей за бутылку.
Первый раз такую кампанию "кока-кола рефрешментс Москоу" обкатала этой осенью в дни школьных каникул. Возможно, многим она запомнилась кучками подростков, толкущихся около магазинов, торгующих кока-колой. В руках у них были талоны на скидки.
Наверное, в эти каникулы было поглощено рекордное количество газированных напитков. Ведь нужно знать, как дети пьют газировку: когда их не ограничивают, они напиваются впрок, "от пуза", доводя себя до тяжелой отрыжки, подтверждая известную взрослую пословицу - "на халяву и уксус сладкий". Есть все основания полагать, что новогодние каникулы окажутся еще более прибыльными для производителей кока-колы.
По иронии судьбы, первая осенняя атака кока-колы на россиян совпала с началом кампании против "софтдринков". Так на родине кока-колы называют газированные напитки. Инициатором выступила организация Center for Science m the Public Interest (CSPI), известная своей принципиальной позицией в защите нрав потребителей. Исполнительный директор CSPI Майкл Дже-кобсон обнародовал доклад "Жидкие леденцы", в котором привел массу фактов, показывающих вред газированных напитков для "поколения next".
Мы знакомим вас с медицинской частью этого доклада. Думается, она будет интересна и россиянам. Остальные материалы подборки освещают прочие малоизвестные проблемы, связанные с "софтдринками".
Таблица - Потребление молока и гязировки подроетками (унций в день: унция - 30 миллилитров).
"Софтдринки" опасны для здоровья
Производители газировки 'постоянно работали над имиджем своей продукции. Вот пример агитпропа, проводимого Национальной ассоциацией производителей 'софтдринков': 'Газированные напитки являются источником жидкости и энергии, которые нам необходимы. Они хорошо дополняют сбалансированную диету. Они могут содержать три вида Сахаров, которые встречаются в природе, например, во фруктах. Нашему организму все равно, откуда поступает этот сахар, из газированного напитка или из персика".
Прервем этот поток благодушной болтовни. Сахара, содержащиеся во фруктах, не являются рафинированными. И по своему влиянию на организм они существенно отличаются от очищенных саха-ров, содержащихся в напитках. Причем, сравнение будет явно не в пользу 'софтдринков". Кроме того, газировки содержат массу пищевых добавок, которые по большей части ведут свое происхождение из химической лаборатории, а не от матушки-природы.
Из-за большого количества сахара и пищевых добавок газированные напитки представляют вред для здоровья.
Кроме того, они занимают в нашем питании место других напитков и продуктов, которые богаты витаминами, макро- и микроэлементами и другими полезными ну-триентами. Естественно, потребление этих веществ у любителей. газировки сокращается. Чтобы оценить масштабы этой интервенции, обратите внимание на график, показывающий, как изменялось потребление молока и 'софтдринков" американскими подростками с конца семидесятых до настоящего времени. Возможно, эта картинка показывает и наше недалекое будущее. Активность производителей газировок в России не позволяет этого исключить.
Ожирение
Тучность увеличивает риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, причиняет серьезные социальные и психологические проблемы. По сравнению с 1971 - 1974 и 1988 -1994 годами, распространенность ожирения среди подростков в США подскочила вдвое - с 7 процентов до 15, а среди девушек втрое - с 4 до 13 процентов. На треть стало больше полных американцев среди взрослых.
На развитие ожирения влияет множество факторов - от низкой физической активности до еды, богатой калориями и наследственной предрасположенности. Газировка добавляет в наш рацион ненужные, непищевые кало* рии. Нельзя сказать, что ожирение связано только с ними. Но распространенность ожирения в США повышалась в тандеме с ростом потребления 'софтдринков". И кроме того, в одном недавнем исследовании было выявлено, что полные подростки получают более десяти процентов своих калорий от газировок, тогда как у их сверстников с нормальным весом напитки обеспечивают только 7,6 процента калорий.
Кости и остеопороз
Те, кто пьет газированные напитки вместо молока или других молочных продуктов, скорее всего будет иметь более низкое потребление кальция. А это чревато развитием остеопороза, заболевания, при котором кости становятся хрупкими и легко ломаются. В настоящее время 10 миллионов американцев имеют остеопороз. Еще у 18 миллионов понижена плотность костной ткани, и они входят в группу риска, которым грозит это заболевание.
Остеопорозу более подвержены женщины. И девушки, потребляющие сегодня недостаточно кальцияия, рискуют заработать остеопороз в дальнейшем. Ведь быть или не быть остеопорозу зависит от того, сколько костной массы было "накоплено" в начале жизни, до 18 лет. Взрослые теряют способность накапливать кальций в костной ткани. Именно поэтому рекомендуется потреблять больше кальция в возрасте от 9 до 18 лет. К сожалению, сегодня девушки-подростки потребляют только 60% рекомендуемого кальция (речь идет о подростках в США - Ред.).
Для развития остеопороза необходимы годы, даже десятилетия, болезнь обычно проявляется после пятидесяти. И вред газировок сразу не заметен. Но предватительные исследования показывают, что "софтдринки", потребляемые вместо молока, могут вносить свой вклад в переломы костей даже у детей. Одно исследовагие показало, что 3-15-летние дети, у которых были переломы костей, имели более низкую плотность костной ткани, которая могла быть следствием низкого потребления кальция.
Разрушение зубов
Очищенный (рафинированный) сахар - один из главных факторов, способствующих разрушению зубов. Регулярное употребление газированных напитков помогает развитию кариеса, ведь у больших любителей "софтдринков" зубы буквально "купаются" в растворе сахара.
Уже давно была показана сильная корреляция между частотой потребления газировки в перерывах между едой и кариесом. Даже Канадская ассоциация производителей газированных напитков признает опасность своей продукции для зубов. Она рекомендует потреблять сладкие продукты и "софтдринки" только во время основных приемов пищи, нр не между ними. Это позволит избежать длительных контактов сахара с зубами.
Заболевания сердца
Сердечно-сосудистые болезни - убийцы американской нации номер один. Их возникновению способствует питание, богатое насыщенными жирами, трансжирами и холестерином. Играет свою роль курение и сидячий образ жизни. Кроме того, для многих взрослых развитию таких заболеваний может способствовать и диета, богатая сахаром.
Особенно опасно это для лиц с инсулинорезистентностыо. При этом состояние чувствительности к гормону инсулину понижена, соответственно организму его нужно несколько больше, чем обычно. Такое состояние встречается примерно у одного взрослого человека из четырех. У них в крови часто встречаются высокие уровни триглицеридов и низкие уровни липидов высокой плотности. Последние полезны для организма.
Сахар обладает способностью еще больше увеличивать количество триглицеридов в крови. А это способствует развитию атеросклероза и заболеваний сердца. Так что лицам с инсулинорезистентностыо "софтдринки" особенно противопоказаны.
Камни и почки
Почечно-каменная болезнь -один из наиболее серьезных недугов мочеполового тракта. Согласно данным Национального института диабета и заболеваний пищеварительной системы и почек в США в 1985 году было диагностировано более миллиона случаев почечно-каменной болезни. По оценке этого авторитетного учреждения, около 10 процентов всех американцев имеют риск заработать в течение своей жизни почечные камни. Причем для мужчин 20 - 40 лет риск в несколько раз больше, чем для женщин.
Когда ученые заподозрили связь между потреблением газировки и почечно-каменной болезнью, они провели серьезное масштабное исследование более тысячи людей, у которых раньше были камни в почках. Все они выпивали не менее 150 мл газированных напитков. Половину пациентов попросили сократить потребление напитков в два раза. Через три года наблюдений оказалось, что новые камни в почках в три раза реже образуются у тех, кто стал пить меньше колы. Для других типов напитков такой закономерности выявлено не было. Из чего медики предположили, то в образовании камней виновата фосфорная кислота, используемая как подкислитель в колах, но отсутствующая в других напитках. Сегодня колы входят в число тех напитков, которые Национальный институт диабета и заболеваний пищеварительной системы и почек США официально рекомендуют не принимать некоторым пациентам, склонным к образованию камней в почках. Пищевые добавки: психоактивные наркотики, аллергены и т. д.
Несколько пищевых добавок, используемых в газированных на-гмггках, вызывают беспокойство в отношении здоровья. Кофеин, который является мягким психоактивным стимулятором, присутствует в большинстве кол и некоторых других газировках. Тот факт, что кофеин содержат шесть из семи наиболее популярных в США "софтдринков", можно объяснить способностью этого вещества вызывать зависимость. В продаже встречаются колы без кофеина (в России таких напитков нет. - М. А.), но они составляют только около пяти процентов всех кол, производимых "Кока-Колой" и •Пепси-Колой". Но с другой стороны, "Кока-Кола" и некоторые другие компании начали торговлю газировками, содержащими большие количества кофеина, чем классические колы. (Аналогом таких газировок являются энергетические напитки, достаточно широко продающиеся у нас. Им посвящена отдельная статья.)
Одна из проблем, связанных с кофеином, имеет отношение к уже упоминавшемуся остеопорозу. Дело в том, что кофеин увеличивает выделение кальция с мочой. Баночка "софтдринка" с кофеином вызывает потерю приблизительно 20 миллиграммов кальция, а это составляет два процента от его рекомендуемой дневной нормы. У девушек, обожающих газировку, это может увеличивать риск остеопороза.
Кофеин может вызывать раздражительность, бессонницу, нервозность, сердцебиение. Дети, потребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировйть внимание.
Несколько пищевых добавок, используемых в газировках иногда вызывают аллергические реакции. Краситель 'желтый №5" может вызвать астму, крапивницу и аллергический ринит. В серьезных реакциях могут быть повинны и другие красители.
Майкл Джакобсон, исполнительный директор Center for Scienc«Jn the Public Interext. По материала доклада •Жидкие леденцы".
http://www.user.cityline.ru/~sunny_1/amerikansy_next_1.htm Сахарный диабет от Коки и Пепси
Производителям кока-колы и пепси-колы нанесен сильный удар. В только что вышедшем номере "Журнала Американской медицинской ассоциации" опубликованы итоги восьмилетнего исследования влияния сладких безалкогольных напитков на здоровье человека. Исследование проводилось специалистами Гарвардской школы здравоохранения. В течение восьми лет они наблюдали за 52 тысячами медицинских сестер, потреблявших эти напитки.
Исследование показало, что употребление сладких безалкогольных напитков (СБН) не только способствует ожирению, но и является причиной национальной эпидемии диабета второго типа. Такой диагноз поставлен почти 17 миллионам американцев - 90,9% всех болеющих диабетом в США.
Исследователи сравнивали состояние здоровья медицинских сестер, которые пили не более одной стандартной банки или бутылки СБН в месяц, со здоровьем тех медсестер, которые потребляли одну или больше ежедневно. Во второй группе заболевших диабетом было достоверно больше.
Производители сладких газировок, и в первую очередь компании "Кока-кола" и "Пепси-кола", сразу же ополчились на гарвардское исследование. Американская ассоциация напитков заявила: "Просто необъяснимо, почему авторы исследования взяли на прицел исключительно СБН". Вице-президент ассоциации Ричард Адамсон сослался на то, что ни СБН, ни потребление сахара не упоминаются в качестве причины диабета ни Национальным институтом здоровья, ни Американской ассоциацией по диабету. Итоги гарвардского исследования Адамсон квалифицировал как "провокационные голословные утверждения".
Но "провокационные голословные утверждения" подтверждаются неоспоримым фактом: потребление газировок - высококалорийных, но лишенных каких-либо важных питательных элементов - является одной из основных причин того, что Америка толстеет. (Другие причины - "автомобильная культура", то есть недостаток физической активности и питание в системах фаст-фуд). Исследователи напоминают, что одна банка кока-колы или пепси (0,33 л) содержит 140-150 килокалорий, что эквивалентно 10 чайным ложкам сахара. Средний американец выпивает в год 52,3 галлона - около 198,7 литра - газировки. Легко подсчитать, какое количество сахара в них содержится. Для сравнения: тот же средний янки пьет в год 20,3 галлона (77,1 л) молока и 16,6 галлона (63 л) бутилированной питьевой воды.
Производители сладких напитков еще задолго до публикации доклада об итогах исследования, пытаясь ослабить критику в свой адрес, стали выпускать питьевую воду, апельсиновый сок. Но изменить привычки американцев не так просто.
Выводы гарвардского исследования совпадают с данными о риске заболевания диабетом по всем категориям населения: те, кто страдает ожирением, и те, кто не страдает; те, кто ведет активный образ жизни, и те, кто предпочитает отдыхать лежа на диване; те, кто потребляет большое количество жирной пищи, и те, кто соблюдает принципы здорового питания. На большом статистическом материале оно показывает, что для женщин, ежедневно пьющих сладкую газировку, риск заболеть диабетом второго типа на 83% больше, чем для тех, кто ее не употребляет.
Ричард Адамсон, пытаясь отвести критику от производителей, утверждает также, что активными потребителями газированных напитков являются те, кто любит много поесть, курит и вообще ведет нездоровый образ жизни, то есть СБН повинны лишь в сочетании с другими вредными факторами, а не сами по себе. Но авторы гарвардского исследования отнюдь не утаивали тот факт, что "потребители СБН предпочитают малоактивный образ жизни, курят, поглощают больше жиров и меньше белков" и т.д. Именно поэтому они анализировали "вклад" каждой составляющей их образа жизни, включая также потребление кофеина, чипсов, мяса, сладостей, овощей и фруктов. Результаты оказались теми же: сладкая газировка - самый значимый фактор риска развития диабета второго типа среди американок.
Мэлор Струа
http://www.compromat.ru/main/eda/cocapepsi.htm |