«Пока твое тело,
взятое в долг у «стихий»
лишь на время
еще не болеет,
еще не ослабло,
в благом состоянии еще пребывает,
сумей наделить его смыслом –
и сделай его неподвластным
различным болезням,
потере сил жизненных
и – даже смерти.
Когда оно станет больным, одряхлевшим,
Что сможешь поделать...?»
Святой Цзонхава
«Большое руководство к этапам пути пробуждения»
Иногда имморталистам, трансгуманистам приходится сталкиваться с возражениями против бессмертия, исходящими от тех людей, чье сознание пребывает в ограниченных взглядах относительно человеческой эволюции, мироздания и места человека в ней. Как правило, такие возражения и взгляды не имеют под собой сколько-нибудь серьезной научной, религиозно-теологической или философской базы.
Они выдвигаются на неосознанном уровне как первая защитная стресс-реакция ума на необычную ситуацию, и представляют собой типичный трансгуманистический шок второго уровня по шкале шока Элицера Юдковски.
Подобные высказывания являются своего рода защитной реакцией «Эго», человеческого ограниченного ума, который сталкивается с более широким, чем он мировоззрением, взглядами, и чувствует неуверенность и замешательство от этих взглядов, боится потерять в них свою самоидентификацию, свою ценностную ориентацию, свой смыслообразующий вектор жизни.
Это типичная реакция добропорядочного обывателя на нетипичную ситуацию, такая же например, как реакция обычного неподготовленного человека на предложение поводить сверхсовременный истребитель, или хотя бы, полетать на параплане. Всем известно – то, что неподготовленному человеку кажется пугающим, то является обычным для специалиста, имеющего подготовку.
Подобные воззрения не имеют под собой сколько-нибудь серьезного обоснования и легко опровергаются при пристальном рассмотрении.
Приведем наиболее часто встречающиеся возражения:
1. «Бессмертие может привести к перенаселенности на планете и вызвать хаос – нищету, разрушение экологии».
2. «Человечество еще не готово к бессмертию, и это подтверждают войны, потребительское отношение к экологии, низкие духовно-моральные качества многих людей, став бессмертными, люди могут почувствовать себя безнаказанными».
3. «Это противоречит планам Творца».
4. «Это может разрушить традиции и привести к исчезновению человеческой расы, хаосу, деградации и т.д.».
5. «Бесконечная жизнь – вещь невероятно скучная и человеческая психика не в состоянии будет с ней справиться».
6. «Смерть – часть жизни, данная нам Богом, и ее нужно научиться принимать, не делая из нее проблемы».
«Твердый контроль, о Владыка,
за телом, и остальными вратами –
вот мудрецов пробужденных путь.
Ты сохраняй его крепко, надежно,
ибо с потерей контроля теряешь и Дхарму»
«Неотступное памятование о Благой Дхарме»
(Из собрания буддийских текстов)
Ответы на возражения
1.«Бессмертие может привести к перенаселенности на планете и вызвать хаос – нищету, разрушение экологии».
Нет, это не приведет к перенаселенности, напротив, численность населения может остаться стабильной или даже уменьшится. Почему?
Во-первых, появление большого числа бессмертных людей приведет к скачкообразному росту самоорганизации человечества как системы в целом, резкому повышению общего культурного, научно-интеллектуального потенциала, и по закону той же самоорганизации человечество как система без труда найдет способ регуляции численности населения. Более того, в случае радикальной модификации человеческого тела, человечеству не понадобится жить на земле и быть к ней привязанным, он сможет жить:
а) В космосе, создавая стационарные базы – спутники в пределах солнечной системы, и распространяясь по всей галактике.
б) В виртуальном пространстве, которое, как известно, вообще не ограничено ничем, кроме уровня информационных технологий. Станции обеспечения соответствующих технологий могут быть весьма компактными и располагаться не только на Земле, но и в космосе. (Можно вспомнить рассказ из арийско-ведического эпоса о йоге-чудотворце, который внутри холма диаметром 4 км силой мысли создал целую вселенную)[1].
Так же как на одном компакт-диске может быть записана целая игровая виртуальная среда, так и вся человеческая виртуальная вселенная может быть в будущем размещена на площади в один микрон или даже на отдельном атоме. (Вспомним содержащееся в буддийских сутрах высказывание Будды о том, что «на одном волоске на теле Пробужденного пребывают миллиарды вселенных»).
Наконец, следует принять во внимание тот факт, что с переходом к пост-человечеству, привычный рост населения может сильно замедлиться. Бессмертному человечеству не будет надобности воспроизводить себе подобных вообще привычным способом.
Обычное рождение в утробе как оборотная сторона смерти – есть господство биологической природы над человеком, не контролирующим свои сексуальные или родительские инстинкты, которые также могут исчезнуть, как исчезла, например, полигамия в первобытном обществе людей при переходе к семейным ценностям нынешнего человечества. Возможно в будущем, родовые связи будут заменены на духовные.
С обретением бессмертия появятся новые возможности – например, копировать себя в аватаре, расширять свою личность, внося ее в большее количество носителей, способность «воскрешать» духов, находящихся в тонком мире, призывая их средствами транскоммуникации, и давать им сразу взрослое тело – тело клона, киборга, силорга или симборга (виртуальная цифровая копия). Не нужно будет рождаться из материальной утробы, терять память при перерождении, быть маленьким, заново накапливать опыт, взрослеть и т.д. Вместо этого, скорее всего, будет процесс адаптации и обучения для копии – аватара или «перемещенного» в наш мир духа, ставшего человеком. Регулировать же численность таких « переселенных» в наш мир будет не труднее, чем регулировать иммигрантов из одной страны в другую, а адаптироваться не труднее, чем учить язык другого государства.
2.«Человечество еще не готово к бессмертию, и это подтверждают войны, потребительское отношение к экологии, низкие духовно-моральные качества многих людей, став бессмертными, люди могут почувствовать себя безнаказанными».
Да, можно согласиться с утверждением о том, что в подавляющей массе человечество демонстрирует отнюдь не самые высокие духовные, морально-этические качества, однако это вовсе не является аргументом против бессмертия. Наоборот, увеличение продолжительности жизни, усложнение повседневной реальности, развитие когнитивных технологий, появление массы свободного времени приведут значительному улучшению природы человеческой расы.
Ведь если человек может жить 200-300-500, тысячу и более лет, это означает, что он накапливает бесценный жизненный опыт и знания, которые сохраняются, и которыми он руководствуется в жизни. А этот опыт и знания делают человека более мудрым, человечным, духовным, сострадательным, гармоничным. Ведь известно, что самые большие глупости делаются в молодом и среднем возрасте, а с возрастом человек, как правило, переоценивает свое мышление и поступки, становясь более мудрым, терпимым, толерантным, проникаясь общечеловеческими, гуманистическими или духовными ценностями.
Давайте представим: если человек, зараженный чувствами и идеями стяжательства, алчности, себялюбия, зависти, гнева, одержимый экстремистскими идеями, живет долго, это будет означать, что со временем он научится обуздывать негативные эмоции, смотреть на мир боле широко, он может научиться уважать и ценить другие культуры, чужие взгляды.
Он может ассимилировать не только культуру своего этноса, но и бесконечное многообразие культурного наследия других народов, наций и религий, начать уважать то, что ранее он презирал и отвергал, обрести духовное самосознание, полностью преобразиться, вступить на духовный путь и т.д. Ведь для этого у него будет много, очень много времени!
3. «Это противоречит планам Творца…».
Хочется спросить сразу: «Кто среди смертных людей точно знает план Творца, удостоившись Его аудиенции?
Где он обнародован?
Каковы доказательства, что это план именно Творца, а не какие-либо философско-теологические измышления человека?
Какого именно Творца? Творца в авраамических религиях (христианство, мусульманство, иудаизм) или Творца в Зороастризме, религии американских индейцев?
В буддизме вообще отрицается понятие существования Творца и считается, что мир есть проявление ума, исходящее из сочетания взаимозависимых условий, Творцом же всего является наш ум в его исконной «таковости» который подобен светоносному пространству.
В системе воззрений Адвайта Веданты, человек тождественен Абсолюту-творцу, может сам выступать в роли Творца-Брахмы, через человека транслируется и манифестируется божественная воля и энергия Абсолюта, и все зависит от уровня его осознанности, т.е. воля человека – это и есть манифестация воли и власти Творца[2].
Как мы видим, подобные воззрения не имеют под собой какой-либо основы, кроме конкретных религиозных взглядов человека в них верующего, и их можно перевести в разряд узких теологических дискуссий, т.к. они целиком зависят от веры человека в ту или иную систему религиозного знания.
Мировое религиозное знание как система интерпретации мира, очень обширно, неоднозначно и многообразно, и его вообще нельзя свести к одному знаменателю. Конкретные религиозные взгляды – это персональная вера, личное внутреннее дело человека, и не могут быть аргументом при обсуждении темы, затрагивающей интересы представителей других религиозных систем, материалистов, оккультистов, спиритов, ученых и атеистов.
Аргумент о «планах Творца» не является убедительным ни для йогов-адвайтистов, ни для санкхьиков-индуистов, ни для буддистов, ни тем более для атеистов.
К тому же, даже если мы принимаем доктрину «творца», это ничего не меняет, к примеру, согласно воззрениям ведической философии признающих концепцию самосущего Творца, Творец дает человеку свободу воли, предпочитая не вмешиваться и не ограничивать его своими действиями. Выражаясь современным языком, «Творец» есть стохастичная, неравновесная, самоорганизующаяся система с бесконечным уровнем мерности.
Существование и эволюция вселенной, согласно воззрениям арийско-ведической философии, является процессом не линейным и детерминированным, т.е. жестко заданным, а стохастичным, вероятностно-случайным, где Вселенная – это беспричинная игра творческих энергий высшего разума. В этой игре ключевая роль отводится сознанию, способному наблюдать, анализировать явления, обобщать, делать выводы, принимать решения, проявлять волю, прогнозировать события, выдвигать гипотезы и добиваться своих целей.
Это сознание может проявляться и как могущественные боги, воинственные полубоги (асуры), люди т.д. Каждый из них имеет свое видение планов Творца согласно своим представлениям, т. н. « кармическому видению».
С этой точки зрения, Творцом как раз запрограммирована самостоятельность человека, его свобода выбора в принятии решения и осуществлении своих целей.
Перефразируя выражение «у Бога нет других рук, кроме твоих собственных», можно сказать, что « у Бога нет иной воли, кроме твоей собственной». У Него нет иного плана эволюции человечества, кроме того, который создал человек сам как его изъявление, основанное на его свободе воли и выбора.
Осознанное включение в эволюцию, свобода выбора, свобода воли, принятие ответственности за свое решение и выбор – это и есть тот самый пресловутый «план Творца», который на проверку оказывается не конкретным планом вовсе, а определенным вероятностно-стохастичным видением реальности, уровнем самоорганизации, в котором каждый индивид может выступать в роли властно-волевого оператора в зависимости от своих способностей.
Вселенная похожа не столько на энциклопедию, где уже все написано, и ничего нельзя добавить, а на википедию, которую пишут все, постоянно ее обновляя.
Другим аргументом здесь является реальное существование техник йогического бессмертия и самих бессмертных в древних религиозных традициях – индуизме и буддизме, (см. другие статьи автора)
Если святые древних традиций практиковали достижение бессмертия подобным образом, значит, на это уже была прямо выражена воля Творца, (при условии приятия того факта что воля Творца лучше всего выражается через святых.)
4. «Это может разрушить традиции и привести к исчезновению человеческой расы, хаосу, деградации и т.д.».
Какие именно традиции?
Традиции первобытнообщинных племен, традиции древних волхвов-славян, ортодоксальных христиан, традиции арийско-ведической цивилизации IV тысячелетия или традиции буржуазной демократии XIX века?
Тех традиций, что были III тыс. лет назад нет и в помине. Через III тысячи лет не будет традиций нынешних.
Вселенная – это не железобетонное строение, которое неподвижно стоит на неподвижном фундаменте, скорее – это быстрая река, в которую, как известно, нельзя «войти дважды».
Вся эволюция человечества – есть скольжение от одних традиций к другим (иногда болезненное). То, что вчера было ересью, завтра становится догмой. Мир никогда не стоит на месте, он меняется непрерывно, и если мы не научимся меняться вместе с миром, «течь вместе с рекой» времени, это бурное течение просто выбросит нас на берег, оставив ни с чем.
Нет никакой особой ценности в следовании каким-либо традициям, кроме той, что традиция является гарантом стабильности человеческой эволюционной системы, она позволяет, сохраняя накопленную мудрость, развиваться человечеству, повышать уровень его осознавания, расширять его властно-волевой ресурс, но те же традиции, если они ограничивают человека, просто отмирают, становясь уделом археологов и историков.
С другой стороны, именно бессмертие является надежным гарантом преемственности традиций, сохранению нити времен и памяти поколений, т.к. те люди, которые будут жить по 300-500-1000 и более лет, несомненно, лучше любых книг, мифов и летописей сохранят в памяти свое прошлое, и будут заботиться, уважать его, и учить этому новые поколения.
5. «Бесконечная жизнь – вещь невероятно скучная и человеческая психика не в состоянии будет с ней справиться».
Это может утверждать лишь тот, кто при жизни живет очень скудно: не занимается ни творчеством, ни духовным развитием, ни познанием мира.
Человеку творческому, занимающемуся познанием мира и себя, жизни никогда не бывает «много». Более того, когда мы говорим о бессмертии с позиции эзотерических воззрений трансцендентального трансгуманизма, мы имеем в виду, что человек уже бессмертен на уровне тонкого тела. Смерть кажется «концом» только людям, не ведающим о бессмертной природе души – тонких телах человека.
После смерти человек продолжает жить на уровне астрального измерения в тонком теле, что доказано многократно современными исследованиями.
Вопрос заключается в том, что процедура, как рождения, так и смерти, неподконтрольна человеку, происходит помимо его воли и желания, шокируя его, и доставляя много неприятных переживаний.
Подлинное бессмертие – это овладение технологиями не только безграничной продолжительности жизни, но и достижение управляемого переселения тонкого тела в любой носитель, тогда и туда, когда и куда это необходимо самому человеку.
С точки зрения учения йоги, арийско-ведической философии, буддизма, шаманизма, рождение это не начало, а смерть – это не конец, ибо душа бессмертна. Пока для человека рождение и смерть – это неуправляемые, шокирующие процессы трансформации входа и выхода души в физический носитель. Они подобны превращению гусеницы в бабочку.
Покинув одно тело, сознание переходит в другое. Сам переход происходит болезненно и бесконтрольно, сопровождаясь амнезией (потерей памяти). Само рождение болезненно и связано с проблемами адаптации, нового обучения, роста и т.д. Если процесс перехода из одного тела в другое сделать управляемым, устранить все болезненные ограничивающие моменты (потерю контроля, памяти, болезни и т.д.), сохранив процесс непрерывности опыта, идентификации, свободу выбора любого тела или их множества (мультителестность), это и будет бессмертием.
Поэтому само достижение «бессмертия» – с более глубокой, эзотерической точки зрения, условный термин, указывающий на то, что эти процессы трансформации будут управляемы, и будут происходить по воле человека, по его желанию.
Достигая бессмертия, мы не создаем чего-то нового, ибо душа бессмертна была всегда, мы просто делаем так, чтобы у души было немного больше свободы в выборе носителя – физического тела, в каком теле и сколько жить. Если можно пересаживать сердце ради спасения жизни (а нынешние технологии позволяют то же самое делать с мозгом и даже с головой), то почему нельзя пересаживать душу, сознание в альтернативный носитель? Тем более что эти методы испокон веков использовались святыми йогами, шаманами древности как авторитетное средство достижения бессмертия.
6.«Смерть – часть жизни, данная нам Богом, и ее нужно научиться принимать, не делая из нее проблемы».
На наш взгляд, смерть, как и рождение – это пережиток тянущийся за нами из темного прошлого, атавизм, рудимент, идущий из тех времен, когда человек был не мудрее обезьяны. Да, сейчас это часть жизни. Однако для большинства это совершенно неуправляемая часть жизни и, прямо скажем, малоприятная и скорбная. Можно с этим смириться и философствовать о ее приятии. А можно попытаться, используя мудрость и ясность, сделать эту часть жизни полностью управляемой. Если мы заботимся о том, чтобы готовить вкусную, здоровую еду, создавать транспорт, организовываем медпомощь, обеспечиваем комфортное жилье и т.д., то почему не обеспечить защиту каждого от смерти? Защиту от смерти можно рассматривать как профилактическую медицинскую помощь высшего уровня.
В конечном счете, стремление к бессмертию – это извечная тяга человека и человечества к увеличению пространства личной свободы (в данном случае свободы комфортно существовать неограниченно долго во времени в нужной точке пространства).
Если кто-либо захочет остаться смертным или перейти в смертные – это его право, личная свобода воли, и он сможет сделать это в любой момент.
Вообще, мы думаем, что мнение апологетов «смертизма» может сильно измениться, если выбор быть смертным или переходить в бессмертные коснется лично их.
Ведь никто не одобряет ограничения, потерю личной свободы, к передвижению, общению, творчеству, работе, потерю контроля над телом, умом т.д. А момент, предшествующий смерти – это, как правило, состояние болезни, это именно ограничение, полная потеря личной свободы, когда человек не может управлять ни телом, ни разумом.
Выходит так, что апологеты «смертничества» выбирают болезнь вместо здоровья, ограничения вместо свободы, ухудшение умственных способностей вместо их улучшения, ослабление функций органов зрения, слуха обоняния и т.д. вместо их сохранения. Но это настолько абсурдно и противоречит всему здравому очевидному смыслу человеческой жизни и эволюции, что нет смысла даже обсуждать это.
Ведь, если говорить просто, каждый человек хочет быть здоровым, и никто не хочет болеть, каждый хочет чувствовать себя хорошо, и никто не желает чувствовать себя плохо. Каждый желает, чтобы его здоровое тело, его зрение, слух, умственные способности не ухудшались, а сохранялись, и даже улучшались. Каждый желает того же своим родителям, близким родственникам и друзьям. Так давайте сделаем это! Каждый человек – уникален. Каждая человеческая жизнь – великий и бесценный дар, достойная того, чтобы длиться бесконечно.
19 ноября 2006г.
Свами Вишну Дэв
МТДИ «Бессмертие»
|