Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
23.01.2025, 21:42
...
Главная Каталог статей Регистрация Вход



Меню сайта


Категории раздела
Крионика [9]
Безсмертие, продление жизни. [149]
Философия [15]
Другое [163]
Воскрешение людей. [9]
Тематические статьи [36]
Тематические статьи
Омоложение организма [55]
Здоровье [517]
Йога [172]
Нанотехнологии [23]
Иммортализм в вопросах и ответах [6]
технологии будущего [71]
Роботы, робототехника [143]
Непознанное [26]
Саморазвитие [922]
Саморазвитие
Учение Г.П.Грабового [31]
Каталог статей [16]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поддержка сайта
Поддержать проект
R349764946339 Z776710836531 U111205547103
R244205892630
Z278803076766

Поделится


Главная » Статьи » Саморазвитие [ Добавить статью ]

Основы медитации
ЧАСТЬ 1

Медитация с птичьего полета

Термин «медитация» появился на страницах наших популярных изданий лишь недавно. Прежде говорить о медитации было не принято, поскольку считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией как способ единения с Богом, слияния с Вселенной, постижения истины путем озарения. Действительно, медитация составляет неотъемлемую часть йоги и дзен-буддизма. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов и расширения знаний о себе возможны вне всякой связи с какими-либо Религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для обретения душевного покоя и гармонии. Благотворный эффект медитации обуславливается не ориентированностью на религию, а свойствами нервной системы человека. Опыт свидетельствует о медитации как об эффективной технике.

Во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения повышенного кровяного давления, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии и повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. Медитация может, быть использована также при поиске путей решения различных проблем. Под ее влиянием возрастает способность использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь целенаправленной.

Стратегия медитации

Состояние, достигаемое в результате медитации, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это и не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон.

Медитационные упражнения многочисленны и разнообразны. Большинство из них требуют от занимающихся пребывания в неподвижной позе, но есть и такие, которые в большей или меньшей степени включают движения. В одном случае занимающийся пристально рассматривает какой-нибудь предмет, в другом - закрывает глаза и раз за разом повторяет определенные звуки, в третьем - бывает полностью поглощен наблюдением за собственным дыханием, в четвертом - прислушивается к шуму ветра в ветвях деревьев, в пятом - пытается! найти ответ на головоломный вопрос и т. д.

Что же общего между этими столь различными  приемами? Что дает основание каждый из них считать медитацией?.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует попытаться дать определение медитации: это метод! саморегуляции, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов с конечной! целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения сознания, развития личности.

Предложенное определение позволяет отличать медитацию от других методов саморегуляции: самогипноза, самовнушения, самоприкасаний и т. д. Иногда медитацию отождествляют с самогипнозом, а это неверно, хотя техника выполнения в обоих случаях имеет много общего. Но для гипноза характерно сомнамбулическое состояние - полная потеря памяти о том, что было пережито, при медитации же память сохраняется.

Уяснив себе то, что в основе медитации лежит управление вниманием, мы сможем понять, почему этим термином - «медитация» - охватывается такой широкий круг непохожих, казалось бы, друг на друга упражнений.

В основе многих упражнений в йоге и дзэне лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это может быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры»).

Во всех этих случаях внимание на протяжении сеанса медитации бывает направлено на единственный, не меняющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).

Таков первый тип медитационных упражнений, предусматривающий прекращение на определенный период времени обработки всей поступающей в сознание информации, за исключением заранее выбранной, на которой и концентрируется все внимание" Вот почему такую стратегию медитаций называют «концентративной», или сосредоточением.

Ей диаметрально противоположна, на первый взгляд, другая стратегия, используемая, например, в одной из школ дзэна («сото») и называемая «шикан-таза», что в переводе с японского означает «просто сидеть». Здесь сидящий в позе для медитации старается охватить своим вниманием, воспринять все без исключения испытываемые ощущения. Вторую стратегию медитации называют «рецептивной» от слова «рецепция» - «восприятие». При использовании второй стратегии сознание медитирующего лишено поддержки в виде подсчета дыхания, изображения и т. п., а потому легко может отвлечься, начать блуждать, возвращаться к прошлому, забегать в будущее. Поэтому здесь задача особенно сложна. Внимание должно быть устойчивым, неподвижным, словно скала, но в то же время чутким, гибким, готовым уловить любую деталь происходящего, каждый нюанс. Так что «шикан-таза» представляет собой, в сущности, высшую форму- сосредоточения, исключающую как напряженность, так и, разумеется, всякую несобранность, вялость. Обращение во второй стратегии медитации рекомендуется только после того, как занимающийся овладеет методами первой группы, например концентрацией внимания на дыхании.

Именно такого рода сосредоточение, как в «шикан-таза», необходимо, в частности, в разного рода боевых искусствах. Не случайно основу одной из древнейших на Дальнем Востоке систем рукопашного боя, известной под названием «шаолинь-су-цзюань-фа» или «шаолинского бокса», составила система упражнений «Ши Па Ло Хан ЩО», или «система восемнадцати рук», созданная индийским монахом Бодхидхармой, прибывшим в конце V или начале VI века в Китай, чтобы учить медитации.

И сегодня медитация является неотъемлемой частью подготовки в каратэ, айкидо и других единоборствах, как и в те далекие времена, когда она применялась самураями. В боевом единоборстве, лицом к лицу с противником, вы постоянно должны быть бдительным, решительным, готовым к действию. Достаточно ослабить внимание хотя бы на мгновение, как вы сразу окажетесь пораженными. И в «шика-таза» колоссальная концентрация внимания ведет к тому, что после 20-30 минут медитации, когда она выполняется правильно, занимающийся покрывается потом, даже если в помещении прохладно.

В большинстве школ медитации используются обе стратегии (концентративная и рецептивная), а также их сочетание, когда внимание медитирующего переключается с определенных объектов или процессов (предмет, дыхание и т.д.) на чуткое, ничем не ограниченное восприятие всего происходящего, затем вновь возвращается к объекту и т. д.

Медитация в повседневной жизни

Кроме специальных медитационных упражнений, относящихся к двум названным выше группам, важной и полезной формой медитации является также медитация в повседневной жизни.

На вопрос: «Сколько времени вы затрачиваете на медитацию?» - некоторые мастера отвечают: «Тридцать минут утром на упражнения и десять-двенадцать часов в остальное время дня».

Медитация в повседневной жизни заключается во внимательном отношении ко всему, чем вы занимаетесь, будь то работа, свободнее время, общение. Вы должны, полностью осознавать, что делаете в каждый момент. Говоря другими словами, вы должны жить в настоящем времени. Это не значит, что вам следует совершенно пренебречь прошлым или будущим. О них следует думать в их связи с теперешним моментом, с теперешней действительностью, когда такая связь существует. Но часто люди, занимаясь чем-либо, в своих мыслях бывают где-то далеко от «здесь» и «теперь», думают о разных своих проблемах и заботах, размышляют о будущем. Они, таким образом, живут не в настоящем времени, а следовательно, не могут жить полной жизнью, получать от нее удовлетворение, хорошо выполнять работу, которую делают. Понятно, что они не могут целиком сосредоточиться на том, чем занимаются. Результатом бывает не деятельность, а видимость деятельности.

В дзэне считается, что нет такого занятия, какое человек не мог бы использовать для воздействия на свое сознание. Просто следует относиться с полным вниманием к тому, что делаешь. В одной из старинных книг говорится: «Подметальщик улиц должен считать свою работу, по уборке отправным пунктом медитации. Каждая деятельность одинаково хороша в качестве основы для медитации».

В ходе занятий медитацией вы научитесь определенное время концентрировать свое внимание на одном предмете или процессе, избегая при этом критического или оценочного отношения. Это важно для улучшения самоорганизации, повышения собранности. Возрастает ваша способность ставить перед собой цели и добиваться их. По мере того как навык концентрации внимания на чем-то одном будет распространяться на другие области вашей жизни, вы обнаружите, что становитесь способны распознавать те привычные схемы восприятия, мысли и чувства, которые прежде оказывали громадное влияние на вашу жизнь, оставаясь в то же время, вне пределов досягаемости вашего сознания.

Медитация сможет также помочь в решении различных проблем. Состояние расслабления, наступающее в ходе медитации, будет способствовать регуляции различных физиологических процессов в организме и достижению душевного равновесия. Вместе с тем вы полнее сможете ощутить свою связь с природой, с другими людьми. Каждому из нас знакомы особые светлые состояния души, вызванные сосновым ли бором в закатных лучах солнца, улыбкой ли ребенка, делающего первые шаги, или пришедшей вдруг любовью. Подобные состояния возникают и при медитации. Они помогают нам осознать связь малого с великим, мимолетного с вечным, себя самого с чем-то неизмеримо большим. Нужно лишь научиться систематически и эффективно использовать простой и естественный процесс, доступный каждому.

Особая тема - медитация на музыке, лесе, поле, луге, цветке. Она не укладывается в рамки статьи, но я (автор материала - прим. редактора) все же приведу слова М. М. Пришвина: «Я один. Я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром».

Религиозные люди молятся перед едой, благодарят Бога за пищу. Но и атеисту, прежде чем начать жевать и глотать, неплохо было бы минуту-другую поразмышлять:

  • о солнце, дожде и земле, которые в его пище;
  • о людях, которые растили и готовили ее;
  • о том, как и чем он заработал и заслужил эту пищу;
  • о том, что с этой пищей войдет в него  жизнь;
  • о том, что эта пища даст ему силы идти по выбранному пути.

Забрав вечером ребенка из детского сада, усталая и голодная, вы спешите домой. Вас раздражает медлительность ребенка. «Быстрее, быстрее», - тянете вы его за руку. Надо еще успеть сделать столько дел. И в спешке вы не замечаете настоящего чуда: маленькой теплой ручонки в своей руке. Подумайте о том, что вас связывает. Жизнь проходит быстро, наше бессмертие только в наших детях. Подумайте об этом, и вы ощутите в своей руке вечность.

Опыт, полученный в медитации, помогает лучше понимать других людей. Общаясь с человеком, мы часто видим не его, а ту или иную категорию людей, которую он, по нашему мнению, представляет: «толстяк», «баба», «бюрократ», «нерусский». Бесстрастная позиция наблюдателя, непринужденный подход, какому учит медитация, необходим, чтобы освободиться от клише и увидеть человека таким, каков он есть: уникальным, неповторимым. Откажитесь от попыток анализировать его, искать какие-то скрытые мотивы. Разглядите в нем просто человека. В разговоре (а это лучший способ познания) пусть внутренняя позиция собеседников будет такой же, что и в медитации: ненапряженность, отказ от категорических оценок. Ты интересен мне. Я буду откровенен с тобой, но навязывать своего мнения не стану. Молчание - элемент медитации. И в нашем разговоре главное, может быть, не слова, а молчание, умение слушать. Как часто в диалоге мы внимаем только самому себе! Упиваемся своим остроумием и красноречием. Важно услышать не только то, что собеседник старается облечь в слова, но и то, что остается невысказанным. Порой это и есть главное.

Механизмы медитации

Как же «работает» медитация, вызывающая порой такие разительные перемены в человеке - как в его организме, так и личности? Какова их причина? В настоящее время во всех изучающих сложные системы науках, от квантовой физики до нейрологии, единодушно отвергаются как анахронизм попытки объяснить то или иное явление одной-единственной причиной. В различных странах мира, в первую очередь в США, Японии, Индии, ФРГ, и многих других странах, были проведены научные исследования медитации. При этом использовалось самое совершенное оборудование для выявления происходящих в организме электрофизиологических, метаболических и химических изменений.

Оказалось, однако, что имеющаяся сегодня измерительная аппаратура, применяемые методы мало подходят для исследований феномена медитации. Но на основании изучения отчетов медитирующих, опроса их родных и близких, а также определенных психологических тестов исследователи единодушно приходят к выводу, что занятия в группах медитации вели к изменениям, не отмечавшимся в контрольных группах.

Эти изменения включали улучшение психического здоровья, благоприятные сдвиги в личностных характеристиках, повышение способности к самореализации. Медитирующие говорили об улучшении отношений с другими людьми, повышении спонтанности поведения, росте самоуважения, более спокойном отношении к проявлениям агрессии. Уменьшались гневливость, раздражительность, возрастала способность воспринимать красоту природы. Чувство тревожности ослабевало, а творческие способности увеличивались.

Медитация, как можно считать, вызывает изменения на всех уровнях функционирования организма человека, от психологического до молекулярного, причем реакции, наступающие на одном уровне, могут выполнять роль пусковых механизмов на других. Психологические изменения переплетаются с физиологическими и химическими, обуславливая друг друга по принципу обратной связи.

На психологическом уровне отмечается расслабление, повышение готовности реагировать, расширение сознания, избавление от привычных схем поведения, - овладение умением осуществлять самоконтроль, создание условий для психического развития.

Изменения на химическом уровне пока изучены мало, но отмечается благоприятное для здоровья уменьшение в крови и тканях содержания молочной кислоты.

На физиологическом уровне снижается возбудимость, а главное, устраняется характерная для обычных состояний доминация одного из полушарий головного мозга (у правшей - левого). Исследователи сходятся во мнении, что это один из основных механизмов медитации, и мы уделим ему побольше внимания.

Полярность вашей психики

Древние восточные учения, а позже проницательные писатели, философы и психологи, отмечали двусторонний характер человеческой психики. Они видели различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом, артистичностью и критицизмом, подсознанием и сознанием, вдохновением и трудом.

Академик И. П. Павлов пришел к делению людей на художественный и мыслительный типы: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники  во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временной скелет, затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Исследования головного мозга, осуществленные за последние два десятилетия, приближают нас к научному пониманию явлений, на которые обратили внимание и древние учителя Востока, и великий физиолог. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них дает особый вид знания. В ведении левого полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующие применения логики. Левое полушарие ведает рациональным, аналитическим мышлением. Правое же имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности без дробления. Полушария мозга соединяются мозолистым телом - пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту, но когда решение стоящей перед мозгом задачи более эффективно может быть осуществлено одним из полушарий, связь прерывается.

Доминация того или иного полушария определенным образом ориентирует человека, определяет направленность его устремлений. Различия можно выразить так:

Специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие Правое полушарие

Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Я (автор материала - прим. редактора) вспоминаю далекие школьные годы, урок, на котором преподаватель вызвала Тимошу - мечтательного, всегда погруженного в себя мальчика по прозвищу Иллюзия - и попросила дать определение бесконечности. Тимоша долго мялся, переступая с ноги на ногу, и наконец сказал: «Ну, это как коробка с мармеладом». Класс содрогнулся от взрыва хохот». Тимоша попытался что-то объяснить, но дикий рев заглушил его слова. Смеялась и учительница. Когда мы немного успокоились, она задала все тот же вопрос отличнику Кокушу. Тот без запинки повторил написанное в учебнике: «Бесконечность есть ничем не ограниченное пространство, время или качество». Учительница одобрительно кивнула. На перемене мы, конечно, принялись донимать Тимошу насмешками. «Как вы не понимаете? - отбивался он. - Ведь на коробке изображен человек, который держит в руках такую же коробку, а на той коробке тоже человек с коробкой. И на той коробке тоже...» Мы смеялись: «Эх ты, Иллюзия». А вот сейчас я понимаю: прав был Тимоша. Он, «правополушарный», сумел представить бесконечность по-своему, отличник же всего лишь вызубрил определение.

Особенности «правостороннего» восприятия действительности иллюстрирует и известный рассказ Карела Чапека. Единственным свидетелем ночного дорожного происшествия (мчащаяся машина сбила прохожую) оказался поэт, тут же запечатлевший увиденное в стихах: «В далекий Сингапур вы уносились в гоночной машине. Повержен в пыль надломленный тюльпан. Умолкла страсть. Безмолвие. Забвенье. О, шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки - трагедии знаменье!»

В момент происшествия поэт был «под мухой» и ничего более существенного, что могло бы помочь следствию, вспомнить не мог. Инспектор Мейзлик раскрыл преступление только благодаря Тому, что сумел перевести язык полушария поэта, видящего и думающего образами, на общепонятный язык: автомобиль преступников был коричневого цвета (в «далеком Сингапуре» живут смуглые малайцы), а шея лебедя, грудь и барабан означали (по сходству очертаний) 235 - номер машины.

А вот противоположный пример, пример только «левостороннего» мышления. Психологи исследовали способности человека с поврежденным правым полушарием головного мозга. Оказалось, что речь его, в общем нормальная, имела две особенности: он мог отвечать лишь на вопросы, предполагавшие буквальное понимание, и говорил лишенным выражения «компьютерным голосом». Когда его попросили объяснить значение пословицы: «У семи нянек дитя без глаза»,- он мог сказать лишь: «Это значит, что если нянек, присматривающих за ребенком, много, то ребенок может остаться без глаза». Любой человек с нормальным интеллектом и правильно функционирующим правым полушарием всегда задумается и объяснит, что пословица может иметь отношение к воспитанию ребенка, дрессировке собаки, проектированию здания, созданию произведения искусства и т. д.

В жизни функции двух полушарий дополняют друг-друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое - упорядочивает и систематизирует опыт,  позволяет избежать хаоса и неразберихи.

У детей преобладает целостное, с участием обоих полушарий, восприятие, но к 9-12 годам, в ходе полового созревания мозолистое тело начинает в определенных ситуациях изолировать полушария друг от друга. Большинство школьных предметов требуют логического мышления, левое полушарие становится доминирующим. Правое же обычно не получает достаточных стимулов для развития, и дети - природные бегуны, поэты, художники - с возрастом утрачивают свой дар. Исключение составляют лишь те, кто от природы имеет исключительные способности и кто поддерживает их упражнениями. Да, увеличиваются наши интеллектуальные способности, но, сталкиваясь в окружении и в самом себе с тем, что трудно понять умом и нельзя объяснить логикой, мы игнорируем неясное, загоняем его в подсознание, отказываясь тем самым от важных источников информации. В результате часто принимаем далеко не лучшие, вынужденные решения, функционируем хуже и как личности и как организмы.

Уникальная особенность медитации заключается в том, что при ней уравновешивается деятельность полушарий. Ученые, изучившие электрические явления (альфа-ритм) в коре головного мозга испытуемых, обнаружили, что в ходе йогических медитационных упражнений активность обоих полушарий была одинаковой. Этим исследователи, в частности проф. Д. Эберт из Германии, и объясняют изменения и состояния медитирующих. Надо думать, что дальнейшие исследования прольют свет на малоизученный пока феномен, на механизмы взаимодействия сознания и подсознания, делающие медитацию столь, эффективным методом саморегуляции.

Три стадии процесса медитации

Как же происходит в ходе медитации уравновешивание деятельности полушарий? Процесс медитации включает три стадии:

  1. расслабление;
  2. сосредоточение;
  3. собственно медитационное состояние, глубина которого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и продолжительности сеанса.

Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является условием начала медитации. Но, развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действует механизм положительной обратной связи.

Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и других внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но для людей, овладевших Искусством медитации, правила становятся менее категоричными. Лучше всего медитировать сидя на полу в позе, исключающей излишнее мышечное напряжение, но не лежа, поскольку это положение провоцирует засыпание. Наиболее распространены поза сидя со скрещенными ногами (руки в мудре "маха-мудра") и поза сидя на пятках, когда колени сведены, носки держатся вместе, пятки слегка разведены, а ладони лежат на бедрах. В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Йоги медитируют в позе «лотоса».

Сосредоточение. Оказавшись в спокойном месте и приняв удобное, расслабленное положение, мы сократили число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе. Но и в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать, и в начале каждого сеанса медитации в голову сами собой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует, однако, всякую мыслительную активность прекратить или свести к минимуму.

Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые слова или сочетания звуков, геометрические фигуры - рисунки. В отдельном сеансе и в серии сеансов медитирующий использует, как правило, какой-нибудь один фокус внимания.

Концентрация на выбранном объекте - дело для начинающего непростое: внимание неизбежно будет рассредотaчиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь. Важен принцип медитации - пассивность отношения: «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту фиксации.

Как мы уже говорили, существуют и другие способы медитации, например, концентрация внимания на движении. Медитирующий может, в частности, последовательно касаться большими пальцами рук всех остальных пальцев, полностью концентрируясь на этой процедуре.

В риндзай-дзене основным методом медитации является решение иррациональной загадки, размышление над алогичным вопросом (коан). Пример коана: «Мы знаем звук хлопка двумя ладонями, но как звучит хлопок одной?» В тщетных попытках найти ответ левое полушарие терпит неудачу и, образно говоря, капитулирует. Происходит то же, что и при полной концентрации внимания: доминация левого полушария прекращается.

Собственно медитационное состояние. Правое полушарие головного мозга, прежде подавлявшееся соседом, создает свою, целостную, яркую картину бытия. Психологи указывают, что человек обычно отсекает часть доступной ему информации, воспринимает ее выборочно, на происходящее отвечает заученными реакциями. Это не позволяет индивиду полностью осознать свое существование, мешает его развитию. В такой перспективе медитация предстает попыткой выключить на какой-то период концептуальную систему, временно прекратить процессы обработки входящей информации.

В дзэне перед медитирующим ставится задача: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность. Цель медитации в йоге - отказаться от иллюзий, оставить все попытки отождествления внешнего мира с имеющимися у нас моделями.

Говоря другими словами, процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной «отлучки», мы находим его «новым», «другим». Наше сознание избавляется от автоматизма, поднимается на более высокий уровень. Тогда идущие к нам из окружения сигналы, импульсы, не встречая больше на своем пути преград, фильтров системы, ведающей отбором информации, формированием моделей и созданием категорий, поступает в сознание, которое теперь становится похожим на зеркало: подобно ему оно открыто всем сигналам, всех их отражает и не может быть отрегулировано так, чтобы отражение было лишь выборочным.

Во время медитации занимающиеся порой испытывают сильные переживания, которые высвечивают их жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед медитирующим новые цели и установить новые отношения не только с самим собой, но также и с другими людьми, со. всем окружением.

В традиции йоги считается, что цель медитации - достижение «самадхи», особого состояния интеграции всех элементов личности, в котором в человеке пробуждается вдруг способность видеть и понимать явления, обычно недоступные сознанию. В этой связи описываются многочисленные случаи, которые могут быть отнесены к разряду парапсихологических.

В дзэне о медитации говорят как а пути к «сатори»-пробуждению. Почему к пробуждению? Дело в том, что в восточных учениях обычное состояние человека характеризуется как «глубокий сон» или «слепота», как ориентированность на второстепенные, несущественные аспекты мира и жизни.

Вышеприведенные утверждения йоги и дзэна звучат для нас странно, но метафоры эзотерических учений могут быть переведены на язык современной психологии как описывающие ограниченность, специфическую направленность нашего сознания, нашу приверженность стереотипам мышления, пребывание в плену определенных категориальных систем. В результате медитации приходит понимание того, что наши представления часто бывают условны и если и не искажают действительность, то соответствуют ей лишь очень приблизительно. Устраняется автоматизм сознания. Восприятие окружающего мира становится более глубоким, ясным. Освободившись от цензуры логики, мы открываем путь интуиции и иногда вдруг мгновенно получаем ответ на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существования, открываем свое подлинное «я». Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.

Медитация против наркомании, алкоголизма и курения

В США медитации обучают учащихся в некоторых школах. Недавно было опубликовано сообщение об улучшении под влиянием медитации успеваемости и дисциплины в школе одного из экономически неблагополучных районов Нью-Йорка, посещаемой в основном детьми из бедных негритянских и пуэрториканских семей.

Определенные надежды в США возлагаются на медитацию как на средство борьбы с наркоманией, а также с употреблением алкоголя и курением в средних школах и колледжах. Американский психолог Д. Шапиро приводит следующие данные: «Сразу же после начала занятий трансцендентальной медитацией большинство лиц, употреблявших наркотики (всего под наблюдением находилось 1862 человека), сократили прием препаратов. По мере того, как занятия продолжались, употребление наркотиков падало и спустя 21 месяц, большинство занимающихся совершенно перестали прибегать к ним. Лишь 12% находившихся под наблюдением лиц продолжали время от времени использовать марихуану и только один человек оставался закоренелым наркоманом».

Аналогичные данные были получены в отношении употребления алкоголя и курения. Из числа приступивших к занятиям медитацией 48% курили и 60% употребляли алкоголь. Спустя 21 месяц курящие составляли 16%, а пьющие 25%.

Медитация и религия

Некоторые из механизмов медитации издавна использовались различными религиями.

Молитвы по своему характеру близки в общем к концентративной медитации. Отцы церкви давно уже обратили внимание на то, что по своему воздействию на состояние верующих более эффективны короткие, но многократно повторяемые молитвы. Святой Иоанн Климаский указывал: «Если в молитве произносятся многие слова, то возникают отвлекающие образы и молитва оказывается бесполезной. Если же говорится немногое или произносится только одно слово, то разум остается сконцентрированным».

Из сказанного видно, что короткая, многократно повторяемая молитва могла выполнять функцию мантры. И все же медитация отличается от молитвы. Хотя и в медитации, ив молитве имеет место намеренная концентрация внимания, фокус внимания молящегося, в отличие от медитирующего, находится вне человека. Верующий обращается с мольбой, просьбой к какой-то высшей силе, просит, например, простить ему его грехи.

Многие молитвы представляют собой монотонные, повторяющиеся песнопения, что также приближает их к мантрам. В иудаизме молитва произносится нараспев и сопровождается раскачивающимися движениями тела, схожими с йоговскими «мудрами». Крест и шестиконечная звезда не только религиозные символы - с давних пор они входят в принятые в йоге для медитации янтры.

«Индейский бег»

В ряде случаев у медитирующих возникает чувство слияния с окружением, с природой, растворения себя в ней, что вызывает сильный душевный подъем. У индейцев некоторых племен Северной Америки средством достижения такого состояния, медитацией в движении, был бег.

Бег как феномен духовной культуры аборигенов Нового Света был исследован и представлен в вышедшей в США книге «Индейский бег» Петром Набоковым. Он приводит песню индейцев племени навахо, в которой говорится о причастности преодолевающего пространство бегуна к космической тотальности:

Гора, я стал ее частью.
Травы, я стал их частью.
Утренний туман, я стал его частью.
Солнце, озаряющее землю, я стал его частью.

Согласно преданиям этого племени Бог приходит утром, стучит в двери и говорит: «Вставайте, дети мои, настало время для бега».

Эрнест Сетон-Томпсон, книгами которого о животных мы зачитывались в детстве, посвятил один из своих рассказов индейцу-почтальону, пробегавшему по 70 миль в день семь раз в неделю. Этот индеец был для него олицетворением близости человека, к природе медитативного слияния с ней.

http://www.jhana.ru/chan/58-basement
Категория: Саморазвитие | Добавил: beautylife (11.03.2012)
Просмотров: 921 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Твит-лента

Новости
[20.10.2020][Видео]
Массовое воскрешение людей в будущем (20)
[04.11.2019][Наука и технологии]
Вселенная исполняет все желания, ты только попроси (3)
[27.10.2019][Наука и технологии]
5 способов полезного использования Raspberry Pi (2)
[21.10.2019][Наука и технологии]
Российские учёные вырастили светящийся табак (0)
[17.10.2019][Наука и технологии]
Volvo Cars открывает новое семейство электромобилей моделью XC40 Recharge (0)
[15.10.2019][Здоровье]
Запрограммируй себя на успех (2)
[10.10.2019][Наука и технологии]
Грета Тунберг изменила описание профиля в Twitter после выступления Путина (0)
[10.10.2019][Здоровье]
Кокосовое масло, в чем его польза (0)
[10.10.2019][Наука и технологии]
Продление молодости и бессмертие: опыт ученых (0)
[10.10.2019][Наука и технологии]
Ученые нашли биомаркеры продления жизни (0)

Форма входа



Copyright MyCorp © 2025