В 1934 году Кришнамурти сказал: «Почему
вы хотите учиться у книг вместо того, чтобы стать учениками жизни?
Узнайте, что истинно, а что ложно в окружающем вас мире со всеми его
притеснениями и жестокостью, и тогда вы сможете узнать, что же такое
истина». Неоднократно он указывал на то, что только «книгу жизни»,
постоянно изменяющуюся вместе с самим течением жизни, которое невозможно
охватить мысленно, стоит «читать», а все другие наполнены информацией
второго сорта. «История человечества находится в вас самих, в вашем
обширном опыте, накопленном человеком за тысячелетия. Вы сами – и есть
эта книга».
Эта книга, «Книга жизни: ежедневные медитации с Кришнамурти»,
организована в последовательности, несколько копирующей тот способ,
которым Кришнамурти вел свои беседы. Он обычно начинал со слушания и
отношений между говорящим и аудиторией, а заканчивал предметами,
естественно появляющимися тогда, когда жизнь в полном порядке и большие
глубины начинают выходить на поверхность. В свои последние дни в 1985-м и
1986-м он говорил о творческом потенциале и возможности абсолютно
нового образа жизни. В этой книге есть выдержки, посвященные таким
вопросам.
Ко многим темам мудрец не раз обращался в своем учении. Его видение
было широким наблюдением над человеческим состоянием, в котором все
аспекты жизни взаимосвязаны друг с другом. В «Книге жизни» каждую
неделю года представляет своя тема, которая развивается семь дней.
Кришнамурти начал выступать публично в 1929-м. Олдос Хаксли описал
его голос как обладающий «истинным авторитетом». Сильное по своему
значению, проведенное им исследование природы истины и свободы
закончилось тем, что были созданы миллионы копий его бесед и изданы
миллионы диалогов с публикой, переведенные больше чем на сорок языков.
Кришнамурти, хотя застенчивый и склонный к уединению человек,
неустанно проводил тысячи бесед без всяких предварительных записей или
подготовки, по существу разворачивая одну оригинальную тему: истина
может быть обнаружена любым человеком, без помощи какого бы то ни было
авторитета, и, поскольку жизнь вездесуща и повсеместна, для этого не
потребуется время. Его беседы охватывают широкий круг личных и
социальных конфликтов и забот. Умение наблюдать глубину и возможности
нашего поведения таким, как оно происходит в данный момент, становится
необходимым действием в преобразовании нас самих и общества. Когда
посетители его публичных бесед спрашивали его, почему он говорит и чего
он хочет достигнуть, он отвечал: «Я хочу вам кое-что сказать,
возможно, рассказать о таком способе, которым можно узнать, что такое
действительность, – не о способе как системе, о том, как можно
приступить к этому сложному делу. И если вы сможете найти его сами для
себя, то тогда больше не будет одного говорящего, все мы будем говорить,
все мы будем выражать эту действительность в наших жизнях, в которых
существуем… Правду нельзя накопить. То, что накоплено, всегда
разрушается; оно увядает. Правда никогда не может увянуть, потому что ее
можно найти только на мгновение, от мгновения к мгновению в каждой
мысли, в каждых отношениях, в каждом слове, в каждом жесте, в улыбке, в
слезах. И если вы и я сможем найти и прожить ее – сама жизнь и есть
процесс ее нахождения – тогда мы не станем пропагандистами; мы станем
творческими человеческими существами – не совершенными людьми, но
творческими людьми, что далеко не одно и то же. И именно поэтому, я
думаю, я здесь сейчас говорю с вами, и возможно именно поэтому вы меня
здесь слушаете.
Есть только одна проблема; ответа нет; поскольку в понимании
проблемы и лежит ее исчезновение». Часто, когда ему задавали вопрос,
Кришнамурти отвечал: «Давайте выясним, что мы подразумеваем под…»
таким образом, исследуя вопрос и открывая его для обсуждения вместо
того, чтобы немедленно давать готовый ответ. Для Кришнамурти
исследование вопроса или проблемы питает такое обсуждение, а не просто
логические и интеллектуальные поиски ответа. В этой книге изречения
представлены читателю как вопросы, которые, возможно, не рассчитаны на
то, чтобы на них можно было дать быстрый или немедленный ответ.
Кришнамурти указывал, что диалог с его слушателями во время бесед,
которые он проводил, не был интеллектуальным и не был прикован и
ограничен в мыслях и идеалах. Он сказал: «В конце концов, цель этих
бесед состоит в том, чтобы войти в контакт друг с другом, а не навязать
вам некоторый ряд идей. Идеи никогда не изменяют сознание, никогда
вызывают радикальное преобразование сознания. Но если мы можем связаться
друг с другом в одно и то же время и на одном и том же самом уровне,
тогда, возможно, придет понимание, которое не будет просто пропагандой…
так что эти беседы не предназначены для того, чтобы вас в чем-то
разубедить и, наоборот, убедить, как буквально, так и подсознательно».
На почти всех своих общественных беседах и диалогах Кришнамурти
использовал термины «человечество» или «человек», обращаясь ко всему
человечеству. Но в последние годы жизни он часто прерывал себя, чтобы
сказать слушающей аудитории: «Пожалуй, когда я говорю «человечество», я
также подразумеваю и женщин. Так что не сердитесь на меня».
Кришнамурти говорил с экстраординарной простотой, а не как гуру или
религиозный учитель, имеющий свое учение, специальный словарь или связи с
любой организацией или сектой. Спрос на его ясное, подлинное обучение
возрос, когда он попутешествовал по миру. С 1930-го до самой его смерти в
1986-м, он выступал перед всё растущими аудиториями в Европе, Северной
Америке, Австралии, Южной Америке и Индии.
Эта книга содержит выдержки, взятые из изданных и неопубликованных
бесед, диалогов и писем, написанных между 1933 и 1968 годом. Среди них –
первая популярная книга Кришнамурти, целиком прочитанная перед
публикой, «Образование и значение жизни», написанная под большим
дубом в Калифорнии и изданная в 1953 году издательством «Харпер и Рау»,
которое продолжало в течение больше чем тридцати лет издавать его работы
в Америке. Его следующая книга, «Первая и последняя свобода»,
была также издана «Харпер и Рау», в 1954 году, с длинным предисловием,
написанным его другом Олдосом Хаксли.
«Комментарии к жизни» были написаны между 1949 и 1955 годом от
руки на страницах без полей и без исправлений или стираний. Олдос
Хаксли способствовал тому, чтобы Кришнамурти писал, и его рукопись,
отредактированная Д.Раджагопал, была издана в 1956 году. По существу,
это хроника интервью Кришнамурти с людьми, приехавшими специально, чтобы
побыть с ним и поговорить, и на этих страницах присутствует ощущение,
как будто разговор ведут два встретившихся друга, они разговаривают без
страха и колебаний. Главы в этих книгах часто начинаются с краткого
описания пейзажа, погоды или располагающихся поблизости животных. От
простоты этого естественного мира происходит легкий переход во
внутренний пейзаж беспокойства, волнения, убеждений – общие и личные
интересы людей, принесенные на встречи с Кришнамурти. Некоторые интервью
не были изданы в тех первых трех изданиях «Комментариев к жизни»,
и они впервые появляются в данной книге. В некоторых из этих ранее не
опубликованных интервью Кришнамурти использовал «чувство мысли», чтобы
описать единый ответ на вопрос.
«Жизнь впереди и мысли об этих вещах» были
отредактированы другом Кришнамурти Мэри Латиенс в 1963 и 1964 годах и
изданы издательством «Харпер и Рау». Эти две книги включают отобранные и
отредактированные вопросы и ответы из разговоров с молодыми людьми,
которые были так хорошо приняты читателями, что считались религиозной и
литературной классикой. За ними последовала огромная работа,
реализовавшаяся в более чем пятидесяти книгах.
Кришнамурти сам считал себя незначительным и ненужным в процессе
понимания правды, наблюдения. Однажды он назвал себя телефоном,
механизмом, используемым слушателем. Он сказал: «То, что говорит
говорящий, имеет очень небольшую важность само по себе. Действительно
важно для сознания – без специального напряжения осознавать, что оно
находится все время в состоянии понимания. Если мы не понимаем, а просто
слушаем слова, то непременно отойдем от сути, занимаясь целым рядом
концепций или идей, таким образом, устанавливая образец, к которому мы
стараемся приспособиться в ежедневных или так называемых духовных
жизнях».
Заслуживает особого внимания, раз вы продолжаете читать, то, как
Кришнамурти расценил отношения между двумя людьми, ищущими истину. В
1981-м он сказал: «Мы – как два друга, сидящие в парке в прекрасный
солнечный день, говорящие о жизни, о наших проблемах, исследующие саму
природу нашего существования и серьезно спрашивающие самих себя, почему
жизнь стала такой большой проблемой, почему, хотя мы все столь изысканно
умны, все же наша ежедневная жизнь так скучна, однообразна и не имеет
особого смысла, кроме самого выживания – что тоже очень
сомнительно. Почему жизнь, ежедневное существование, стала такой пыткой?
Мы можем сходить в церковь, пойти за каким-нибудь лидером, политическим
или религиозным, но ежедневная жизнь – это все равно суматоха и
беспорядок; хотя определенно время от времени и бывают веселые,
счастливые периоды, наша жизнь всегда омрачена темной тучей. И эти два
друга, то есть мы, говорящий и слушающий, говорят друг с другом в
непринужденной, дружеской манере, может быть, испытывая друг к другу
теплую привязанность, заботу и участие, пытаясь выяснить, возможно ли
прожить жизнь без единой проблемы.Читать книгу
Источник: http://fitness4you.ucoz.ru/publ/meditacija/ezhednevnye_meditacii_s_dzhidu_krishnamurti/2-1-0-2 |