Душа и тело
Один из ведических афоризмов гласит «ахам брахмасми», «я — вечная частица духа». Источник нашего сознания — бессмертная душа, а тело подобно ее временным одеждам.
Существует физическое («грубое») и психическое («тонкое») тела души. Когда физическое тело перестает существовать, мы отправляемся в путешествие в своем психическом теле.
В каждой клетке нашего организма есть душа, но мы являемся атмой, главной душой в этом теле. Духовные тексты всех традиций открывают, что атма находится в сердце, которое является мистическим центром нашего «Я».
Рядом с каждой душой пребывает Сверхдуша, поэтому в этом мире ничего не происходит случайно и «само по себе». Веды объясняют, почему душа оказывается во власти материи и рассказывают, каким образом можно возродить связь со Сверхдушой.
Самопознание. Путь к душе
Око знания видит многое, что недоступно обычному зрению. Этот глаз способен наблюдать множество вещей, невидимых глазу как органу чувств. Подобным образом, существует глубокое видение, посредством которого мы сможем познать явления в ином, более обнадёживающем свете: «Приди и смотри!» Глаз, покрытый катарактой, не способен видеть. Но удаление её позволит восстановить зрение. Невежество подобно катаракте, — оно делает нас слепыми. Обычное зрение улавливает чисто внешние объекты, но с помощью более глубокого зрения можно объять многое. Оком знания можно реально видеть многое — всё глубже и глубже. Внешнее зрение не столь важно. Подлинной ценностью обладает провидец, способный взглянуть более глубоко. Среди них существует градация: есть мудрый, более мудрый, ещё более мудрый... Каждый видит соответственно своей способности.
Ступени самопознания
Чем мы, являясь частью этого смертного мира, связаны с ним? Мост — это тело, созданное из материальных элементов. Перестав отождествлять себя с телом, мы придем к уму, затем различим разум, а последним будет дух. Мы сделаем открытие, что в сфере, где обитают все души, нет смерти, и, следовательно, там никто не умирает. Оттуда мы можем отправиться на поиски Сверхдуши, источника всех наших мыслей. Она сравнивается с солнцем, которое является источником лучей света. Найдя луч, мы сможем прийти к солнцу, от которого исходят все лучи. Подобно этому, от понимания собственного «я» как частицы сознания, мы сможем перейти к открытию мира Сверхсознания, Сверхзнания и Свербытия.
Таков путь продвижения к конечной причине, Источнику всего сущего. Нам необходима помощь того мира, ибо нельзя идти, находясь во власти собственных прихотей и желаний. Такая поддержка приходит в форме Гуру, Вайшнавов и других посланцев той земли. Лишь с их помощью мы будем по-настоящему продвигаться к цели.
Чувства, ум и разум
Нам необходимо возвыситься над воспринимаемой чувствами средой. В «Бхагавад-Гите», а также в Упанишадах говорится: индрийaни парaнйaхур. Наши чувства занимают главенствующее положение — если мы лишимся глаз, ушей, носа и прочего, мир перестанет существовать для нас. Благодаря чувствам (индрия) у нас есть этот мир. В сфере опыта чувства играют первостепенную роль.
Затем — индрийебхйах парам манах — внутри нас есть ум (манас). А что такое ум? Это наша внутренняя способность выбирать: «Я хочу это, я не желаю то». В нас живёт влечение к одному и отвращение к другому — таков механизм действия ума. Он играет более важную роль, чем чувства: если я невнимателен, человек пройдёт передо мной, а я, возможно, скажу: «Ах, я не заметил его! Я не видел и не слышал, кто это был. Я такой невнимательный». То есть ум занимает главенствующее положение по отношению к чувствам. Последние важнее внешнего мира, а ум еще главнее: если он не воспринимает информацию от чувств, они, подобные множеству дверей, становятся бесполезными.
Затем — манасас ту парa буддхир — внутри нас можно отыскать ещё один принцип: разум, буддхи. И каковы же его характеристики? Ум скажет: «О! Я возьму это!», но буддхи говорит: «О нет, брать нельзя, это принесёт вред. Лучше возьми то, что даст тебе благо». Эта способность выбора, разум, является более высоким элементом.
Затем — буддхер йах паратас ту сах — то, что выше даже разума, есть дух.
Таким образом, мы можем установить порядок элементов. Важнее внешнего мира наши чувства, главнее чувств — ум, выше ума — более тонкий и более надёжный разум; и — буддхер йах паратас ту сах — существует нечто такое, что выше буддхи — наша душа. Какова её природа, её неотъемлемые свойства?
Душа и Сверхдуша
В Писаниях приводится пример: в лунную ночь на небе может быть облако, которое затмит луну, но само это облако можно видеть только благодаря лунному свету. Вьясадева, составитель Вед, говорит, что aтмa подобна той луне. Или подобна солнцу: облако заслоняет его, но лишь из-за света солнца можно наблюдать само облако. Так и aтмa — это точка света, стоящая за всеми происходящими процессами, её присутствие делает возможным восприятие нами своей психической системы. Если убрать свет, всё умирает. Если погасить этот свет, психика, интеллект, способность выбора и множество каналов, посредством которых мы получаем знание извне, теряют всякий смысл. Свет — это aтмa, точка луча света; и существует царство света, где обитают души. Далее тоже есть развитие: от субъективного к сверхсубъективному, от духа к Сверхдуху, от aтмы к Парамaтме.
Свами Б.Р. Шридхар
Душа в относительной реальности
Все религии этого мира, будь то христианство, буддизм, мусульманство или индуизм, направляют нас к одной, общей для всех цели. Возникновение и распространение различных вероисповеданий — следствие разных точек зрения на причину проявления материального мира. Но Ведическая религия, или учение, изложенное в Ведах, объясняет, что душа берет свое начало в пограничной энергии Господа, наделяемая способностями мыслить, чувствовать и желать. Именно эти способности определяют ее сознание и, следовательно, жизнь.
Современные ученые, исследующие строение атома, нейтроны, протоны и другие субатомные частицы, обнаружили, что всё во вселенной находится в движении. Вокруг каждого атома на определенной орбите вращаются другие тела. Об этом же свидетельствует Ведическое учение — жизнь присутствует повсюду. Ученые приходят к этому выводу на основании новейших исследований и экспериментов, но уже тысячи и тысячи лет назад Ведическое учение содержало знания о том, что все сущее является четана, т. е. обладает сознанием, жизнью.
Даже цемент и строительный кирпич — тоже четана. Хотя в данный момент невозможно обнаружить в кирпичной стене какого-либо движения, через несколько сотен лет оно станет явным по тем разрушениям, которые будет претерпевать здание. В действительности ничего не разрушилось, стало лишь видимым внутреннее движение вещества.
Состояние четана — сознания или жизни — присуще всему в двух своих основных формах: стхавара и джангама или неподвижное и подвижное. Дерево считается стхавара или неподвижным, однако каждая его клетка излучает жизнь. Бенгальские ученые обнаружили и продемонстрировали с помощью измерительных приборов, что растения испытывают положительные и отрицательные эмоции, такие как удовольствие и боль. Другими словами, жизнь — неотъемлемое свойство всех проявлений бытия и называется атма или душа. В нашем теле в различных формах живут миллионы душ, но только одна, главная, управляет телом, являясь его хозяином; она называется дехи или атма. Таким образом, жизнь есть повсюду, и ее подвижная форма называется джангама, а неподвижная — стхавара.
Что происходит, когда тело покидает душа? Через 2-3 дня оно являет первые признаки разложения. Оно теряет способность двигаться, хотя движение в нем все еще есть, обнаруживаемое как разложение. Примерно через месяц остаются лишь кости, которые тоже с течением времени подвергаются разрушению.
У нас достаточно опыта, чтобы понять, что оставляя тело, мы оставляем этот мир, никто не может жить в этом теле вечно. Десять лет, двадцать, двадцать пять или сто, два месяца или четыре — какой бы ни был отпущен срок, каждому суждено умереть. Смерть неизбежна. Пока существует рождение, существует и смерть. Поэтому, как ни старайся, счастья здесь не найти. Мы придаем такое значение деньгам, но сделали ли они счастливым хоть одного богача? Какой удел ему может уготовить судьба? Серьезный недуг вдруг поразит его внутренности, и вся его трапеза будет состоять из горсти пресного риса. И тот, кого природа наделила красотой, недолго будет радоваться ей. Перебои сердца иссушат его тело тревогами и покроют бледностью его лицо. Кто сегодня купается в славе, завтра может быть разбит параличом. Все в этом мире временно и преходяще, и несмотря на всю нашу привязанность к нему, мы не можем остаться в нем навсегда.
Дом, построенный нами, мы недолго будем считать своим, как и наши дети, которые его унаследуют. Сбережения, которыми мы хотим обеспечить их будущее, могут быть ими же спущены на наркотики или другие пагубные страсти. Один копит, другой проматывает, так заведено в этом мире.
Чем мы заняты здесь? Один становится мужем, другой — хозяином, третий — слугой, однако в чем же их истинное предназначение? В служении. Это то, чем должны быть заняты здесь все.
Отец принимает служение со стороны сыновей и, в свою очередь, тоже служит им, заботясь о них и опекая. Поэтому служения не может избежать никто. Но служение в этом мире временно, быстротечно и не может принести подлинного удовлетворения. Построив большой дом, мы полагаем, что обеспечили себе, своим детям и близким родственникам счастливую и беззаботную жизнь. Но какое-то время спустя срок нашей жизни подойдет к концу. Тем или иным путем нам суждено покинуть этот мир; этого не минует никто. Следующее поколение тоже уйдет из этого мира. Никто не явится исключением, ни молодые, ни старые; в городах, деревнях, одиноких хижинах люди умирают, уходя один за другим.
Этот относительный мир, в котором, словно узники, томятся татастха-шакти дживы, является отражением относительного аспекта лил Господа. В тюрьме содержится крайне малая часть населения — один процент или менее того. Остальная часть не нуждается в наказании лишением свободы, ее составляют здравомыслящие люди, живущие в своих домах и занятые своей работой. Злоумышленников закон предписывает сажать в тюрьму. Законы установлены для всех, и нарушителей ждет заключение. Земной шар населяют миллиарды людей, из них лишь несколько сотен тысяч сидят под стражей. Оставшиеся живут свободной жизнью и занимаются своими делами.
Подобным образом, обитатели Духовного Мира, известного как Паравьома-дхама, живут счастливой, лишенной тревог жизнью; этот план носит также название Сева-бхуми или Земля Служения. Здесь каждый приносит радость всем окружающим. Все служат Всевышнему Господу, а Он в ответ служит им — как сын служит своему отцу, а отец — сыну. Нечто схожее можно встретить и в этом мире, в семьях, где отец, мать, братья и сестры живут вместе радостно и счастливо.
Свами Б.С. Говинда
http://5-st.ru/step1.html |