Вступление
В древности на Земле существовала единая цивилизация, обладающая высшими знаниями о природе духовного и материального миров. Эти знания назывались Ведами и имели божественное происхождение.
Около 5000 лет назад началась Кали-юга (Железный век) — эпоха деградации, вражды и ненависти. Люди утратили способность к мгновенному запоминанию информации. Возникла необходимость использования письменности.
Чтобы спасти и просветить человечество в эру невежества, сам Всевышний в образе мудреца Вьсадевы записал ведические откровения, ранее передававшиеся в устной традиции.
Cанскрит
Веды записаны на древнем языке — санскрите. По данным ученых, множество слов в русском языке совпадают с санскритом. «Веда» на санскрите значит богооткровенное знание. У славян «ведать» означает «знать», «поведать» — «передать знания», «праведник» — человек, живущий по законам Господа. Согласно Ведам, каждое живое существо — вечная душа, облаченная в телесную оболочку. Душа на санскрите — «джива». Отсюда русские слова «жить», «живой».
Знание Вед
В ведической литературе можно найти как мате риальное, так и духовное знание. Сущест вуют книги, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также книги, посвя щен ные таким темам, как медицина, социология, математика, архитек тура, политика и философия.
Однако, наивысшей целью человеческой жизни является према — любовь к Богу. Писания, такие как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», рассматривают исключительно этот, наиболее важный, принцип бытия человека. Из этих писаний мы узнаем, что человек не будет полностью удовлетворен, пока не возродит свои отношения с Источником.
Краткий обзор ведической литературы
Классификация по кандам
Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней, и каждое определенное писание будет соответствовать определенной ступени. Писания с почтением относятся к людям на всех «ступенях», вдохновляя каждого продвигаться выше.
Эволюция личности, согласно Ведам, не ограничивается одной жизнью. Понимание принципа перевоплощения говорит о том, что ступени этой символической лестницы могут также считаться жизнями. Поэтому веротерпимость ведических текстов, основанную на философском понимании, не следует путать с безразличием, или представлением о том, что «все едино».
Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.
Карма-канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.
Гьяна-канда, в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.
Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и «Рамаяны» предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.
Четыре Веды
Первоначально существовала одна Веда, «Йаджур-веда», и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вьясадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарву» и поручил эти части своим ученикам.
«Риг-веда» — «Веда хвалы», состоит из гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.
«Йаджур-веда», известная как «Веда жертвоприношений содержит инструкции по проведению жертвоприношений.
«Сама-веда», «Веда песнопений», состоит из гимнов, многие из которых встречаются в другом контексте в «Риг-веде».
«Атхарва», «Веда заклинаний» описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва-веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа»
Цель четырех Вед — убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил.
Структура четырех Вед
В каждой Веде 4 раздела: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады.
Самхиты — набор всех стихов данной Веды. Самхиты — это мантры или молитвы, которые как правило воспевают во время жертвоприношений.
Брахманы и Араньяки — излагают философию и скрытый смысл различных ритуалов, которые совершаются во время жертвоприношений.
Упанишады — философское значение стихов и ритуалов. Слово «Упанишады» переводится, как «сидеть вблизи» и указывает на ученика, воспринимающего знания от духовного учителя.
Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):
«Риг-веда» — Аюр-веда (медицина);
«Сама-веда» — Гандхарва-упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство);
«Яджур-веда» — Дханур-упаведа (военное искусство, экономика, политика);
«Атхарва-веда» — Стхапатья-упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).
Итихасы («Махабхарата» и «Рамаяна»)
Итихасы — эпические поэмы, которые представляют собой историю древней ведической цивилизации в различные эпохи. К ним относят «Рамаяну», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»), и «Махабхарату». Автором «Рамаяны» является мудрец Валмики, а автором Махабхарты — составитель Вед, Вьясадев.
Бхагавад-гита
Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» — часть «Махабхараты». «Бхагават-гита» — это диалог аватара, Господа Кришны с его другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности.
Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги (практики обретения просветления):
Карма-йогу — йогу деятельности, законы действий и их последствий,
Аштанга-йогу — йогу мистического созерцания, частью которой является хатха-йога,
Гьяна-йогу — йогу отречения от материи и осознания себя душой,
Бхакти-йогу — йогу развития отношений со Всевышним и обретения божественной любви.
Также в «Бхагавад-гите» описаны принципы существования духовного и материального миров, законы перевоплощения души, состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сокровенные темы.
Пураны
В 18 Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох. В зависимости от уровня сознания человека, Пураны делятся на три группы. Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве).
Упанишады
Упанишады означают «знания, получаемые от духовного учителя» (дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом»). Их тексты показывают, что все материальные формы — лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью страданий и радости, обретений и потерь. 108 Упанишад показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами четырех Вед идти дальше их кратковременных целей.
Веданта-сутра
Вьясадева обобщил все ведическое знание в афоризмах, известных как «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах. Но Вьяс оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: «Разъясни „Веданту"».
Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-пурана)
После этого Вьясадева записал комментарий к его же «Веданта-сутре» в виде священного текста «Шримад-Бхагаватам», состоящего из 18 000 шлок (стихов). Веды называют его «Маха-Пурана» («величайшая Пурана»). Четыре Веды сравнивают с деревом, Веданту — с цветком этого дерева, а «Шримад Бхагаватам» известен как «зрелый плод древа ведического знания». Другое его название — «Бхагавата-Пурана» — «Пурана, в полной мере раскрывающая знание об Абсолюте (Бхагаване)».
«Шримад-Бхагаватам» рассказывает как об устройстве и сотворении материальной вселенной, так и науку о духовном мире, Абсолюте и его воплощениях в разные эпохи. Он повествует о принципах возвращения живого существа в духовный мир.
В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это то, из чего все исходит». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».
Упаведы
Упаведы — вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в «Аюр-веде» излагается медицинское знание, в «Дханур-веде» излагаются принципы воинского искусства, в «Джйотир-веде» — астрология, «Ману-самхита» — свод законов прародителя человечества Ману. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.
Шрути, Смрити и Ньяя
Традиционным является также деление ведических писаний на три группы:
ШРУТИ ( «то, что постигают путём слушания»): 4 Веды и Упанишады.
СМРИТИ («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено):
Пураны, Итихасы.
НЙАЙА — логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).
http://5-st.ru/step1.html |