Воспитание в детях и подростках активного природолюбия — задача многосторонняя и отнюдь не только естественно-научная или трудовая, но еще и культурно-гуманитарная. Молодое поколение должно знать не только о средообразующей роли леса, но и о той тысячелетней культурной традиции, которая связывает человека и лес.
Лес — это не только совокупность бревен или экосистема. Лес — это еще и культурная ценность. На бессмысленное, избыточное уничтожение леса существовал культурный запрет, который, однако размывался с развитием производства.
Тем не менее, знакомство подрастающего поколения с собственной традицией в доступной и понятной форме способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к лесу. При этом рекомендуется снабжать рассказ иллюстративным материалом или, лучше всего, проводить занятия на природе.
То, что сейчас мы называем традиционной культурой, возникло из взаимодействия человека и природы, из его понимания способов «договориться», жить в ладу с окружающим его миром природы. Таким образом, важнейшее для традиционной культуры понятие «лада» идет из глубокой древности. По различным данным, основанным на археологических исследованиях, первые религиозные представления возникают у человека в промежутке от 100 до 40 тыс. лет назад. С отступлением ледника домом и храмом значительной части человечества становится лес.
В пользу этого свидетельствует и архитектура храмов, дошедшая до наших дней — от коллонад Древнего Египта до готических храмов, и традиция священных рощ и отдельных деревьев, также дошедшая до наших дней.
В пользу особого почитания леса можно также привести представление людей о рае, зафиксированной в священных текстах — речь идет не о дворце, а именном о райском саде. Райский сад был источником всего необходимого — как и лес на заре человечества Часть исследователей видит в таком изображении рая воспоминание о далеком детстве человечества, когда люди в основном жили собирательством — пользовались плодами Земли.
Лес был также местом для испытаний молодых членов общества на зрелость, местом иннициации. Об этом свидетельствуют сюжеты сказок, в которых герой проходит ряд испытаний в дремучем лесу, и где на помощь ему приходят различные представители сверхъестественных сил или связанные с этими силами представители животного мира (например, Иван Царевич и Серый волк. Попросите детей вспомнить сказки со схожими сюжетами).
Человечество хранит память о том, что в разные времена лес был местом жизни и пропитания человека, местом упокоения предков, и, в связке с этим, местом обитания духов-покровителей. И сейчас можно в лесах обнаружить захоронения далеких предков, в различных регионах до сих пор существует почитание священных рощ.
Действительно, еще одна сакральная функция леса вообще и отдельных деревьев в частности — это связь между мирами, в частности, связь с иным миром, миром ушедших предков, а также с миром небесным. Верования, мифы, обычаи и традиции с этим связанные, чрезвычайно многообразны.
Отражения этого можно увидеть, например, в сказках, в которых по стволу дерева попадают на небо, или, проползая под корнем дерева, попадают в мир иной. Согласно поверьям, оборотни также пользовались корнями деревьев в качестве «ворот» — проползая под корнем дерева в ту или иную сторону, человек мог превратиться в волка или медведя, и наоборот.
Обратите их внимание на то, как дерево растет — его корни находятся в подземном мире, то есть там, где покоятся усопшие, его ствол находится в мире людей, а крона уходит в небо.
Именно поэтому возникло представление о мировом древе как о стержне мира, который проходит через все его области — видимые и невидимые. Очень ярко об этом говорит скандинавская мифология, в которой мировым древом является ясень Иггдрасиль.
Изображения мирового дерева мы можем найти на различных предметах народного искусства — от археологических находок до современных этнографических предметов материальной культуры.
Сюда входят такие ритуальны предметы, как писанки (особым образом расписанные яйца, использовавшиеся в весеннем цикле календарной обрядности), вышитые рушники, вышивка на одежде, имевшая сакрально-оберегающее значение, орнаменты на прялках, других предметах утвари.
Рассмотрите вместе с детьми различны предметы материальной культуры, на которых есть изображение мирового древа. Если есть возможность, рассмотрите орнаменты различных народов, выявите сходства и различия. Чем они, по вашему, обусловлены?
У народов Прибалтики также существует представление о солнечном древе, или древе зари — в этом варианте считается, что для восхода на небо солнце использует высокое дерево. Здесь же мы встречаемся с небесным деревом, на ветвях которого располагаются и солнце, и месяц, и звезды.
Кроме того, дерево похоже на огромного человека, в мифологии и сказках мы видим отражение этого — превращение людей в деревья. При том, что дерево похоже на человека, живет оно значительно дольше, а значит, хранит в себе память о том, что было с поколениями людей. Считалось, что души предков — покровители живут внутри деревьев. (Например, яблонька в Крошечке-хаврошечке, превращения в греческой мифологии). Вспомните миф и сказки вместе с учащимися, где дерево — одушевленное.
Особенным считался период наступления весны и до троицких праздников. Весенние обряды, связанные с календарными праздниками, сохранили в себе значительные черты язычества. Например, считалось, что от Пасхи и до Троицы на листьях или ветвях деревьев сидят души умерших людей, в том числе русалки.
С этим, в частности, связан троицкий обычай завивания берез — делание «русалочьих качелей». Вспомните народные песни вместе с детьми, разберите песню «Во поле березка стояла».
Такое положение дерева и леса предопределило и особую символику деревьев различных пород. Лидером в этом плане можно считать дуб, в силу его видовых особенностей он наиболее часто становился объектом поклонения, деревом наиболее могучих богов, в основном — богов-громовиков у разных народов. От бесов охраняла посаженная у дома рябина.
В зависимости от символики дерева, в память о людях сажались соответствующие породы деревьев.
Возможно, именно отсюда и пошел обычай сажать памятные деревья вообще.
Памятные, или замечательные деревья вообще являются благодатным предметом для использования в воспитательной и просветительной практике.
Такими обычно являются деревья-старожилы, деревья необычной формы — в обоих случаях такие деревья могли почитаться святыми у народов Прибалтики, Поволжья, Средней Азии. В этих регионах такая традиция дожила до наших дней. Однако в прежние времена традиция почитания деревьев была распространена повсеместно. Этому есть как летописные свидетельства — «деревам... жряху», так и археологические. Так, например, в стволах деревьев, почитавшихся священными, были обнаружены кабаньи клыки.
Деревья — старожилы также получают уважение в силу того, что они «помнят» иные времена или замечательных людей. В принципе, традиция сажать деревья в честь кого-либо или определенного события сохраняется и до наших дней.
Постарайтесь вспомнить, есть ли такие деревья-старожилы, или просто деревья, посаженные в честь кого-либо, в вашей местности. Для самостоятельной работы можно дать учащимся задание по поиску таких деревьев, а также по их описанию и составлению предложений по их охране. Можно задать вопрос учащимся, в честь какого события или в честь кого они хотели бы посадить дерево. Проведите вместе с учениками посадку деревьев.
|