Поющие чаши (известны также как Гималайские чаши, Тибетские чаши; в Японии их называют Рин или Судзу) — разновидность колокола как музыкального инструмента. Поющие чаши — стационарный инструмент, в отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук рождается от вибрации стенок чаши и её края. Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии как часть религиозных традиций Бон и тантрического Буддизма. В наши дни, кроме традиционного религиозного применения, поющие чаши используются повсеместно как инструмент для медитации, релаксации, различных медицинских практик связанных с биоритмами, в йоге.
Исторически поющие чаши делались в Тибете, Непале, Индии, Бутане, Китае, Японии и Корее. В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще всего выпускается под названием «Тибетские поющие чаши».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ
Письменных источников, описывающих использование чаш в древности, до сих пор не найдено, однако существует немало изображений и скульптур, в которых фигурирует этот музыкальный инструмент. В частных коллекциях встречаются чаши X—XII веков, однако первые чаши могли появиться гораздо раньше — бронзовые колокола в Азии, например, начали производить приблизительно в IX веке до н. э. Вероятно, культура использования поющих чаш возникла на территориях Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, оттуда она распространилась в Бирму, Непал, Тибет, Китай, Монголию, Индию. По-видимому, чаши использовались не только буддистами, но и в местных шаманских и индуистских ритуалах. В Китае гонг для ритуальных целей использовался ещё при династии Шань (1700-1045 до н.э.)
Традиционно, древние поющие чаши делались из сплава пяти металлов, известного в индуизме как Панчалоха (медь, латунь, олово, свинец, железо; или золото, серебро, медь, олово, свинец) и имеющего сакральное значение для стран Гималаев. Фактически получалась литая бронза или латунь, облагороженная драгоценным металлом. Однако по мнению некоторых коллекционеров такой унитарности не наблюдалось, и чаши делались из самых разнообразных сплавов, от 3 до 12 различных металлов. Специалисты считают, что уникальность звучания чаш связана не только с их формой, размером, толщиной стенок, но и с тем, что сплав нескольких металлов дает одновременное звучание нескольких гармонических обертонов.
В наши дни производство поющих чаш находится на подъёме и качество их растёт. В связи с тем, что поющие чаши всё чаще покупают как сувениры, их стали украшать популярными религиозными символами и различными спиритуальными мотивами. Классикой являются буддийские мантры, такие как Ом Мани Падме Хум, Аштамангала – восемь символов приносящих удачу, и изображения Будды. Современные поющие чаши делаются из бронзы, но без добавления редких и драгоценных металлов, что, конечно же, сказывается на звучании. Самыми распространёнными являются чаши из Непала и севера Индии, однако Япония и Корея тоже производят чаши высокого качества, правда они меньше направлены на экспорт.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В буддийской практике поющие чаши используются как вспомогательный инструмент для медитаций и молитв. Китайские буддисты, например, используют чаши вместе с моктаком (разновидность вуд-блока) во время песнопений, ударяя в чашу в момент пения определённой фразы в сутре, мантре или гимне. В Японии и Вьетнаме, кроме этого, при помощи чаш отмеряют время в процессе молитвы или сигнализируют перемену деятельности. В Тибете поющие чаши в ритуальной практике используют как буддисты, так и представители древнего культа Бон. Звук и вибрация, возникающие при игре на чаше, способствуют изменению состояния сознания. Оно становится более медитативным, внутренний диалог затихает, восприятие углубляется, возникает чувство покоя и тишины внутри.
Очевидно, что одни звуки способствуют накоплению сил, а другие — релаксации (то есть не стимулируют, но и не утомляют). Однако большинство привычных звуков в окружающей среде (уличный шум, гудение холодильника, флуоресцентных ламп, кондиционеров и так далее) действует на нас угнетающе, нарушая тонкое равновесие тела и психики. Все поющие чаши оказывают гармонизирующее влияние, так что остается лишь выбрать между теми, чье звучание заряжает тело и разум энергией, и теми, чье звучание помогает расслабиться и освободиться от накопившегося напряжения.
КАК ИГРАТЬ
Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приёма: удары и трение. Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаще всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки.
Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из нее можно извлекать звуки различных тонов с унтер- и обертонами — в зависимости от положения палочки и скорости трения. Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного улара, — когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.
Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определенной интенсивности, вода начинает расплескиваться (поэтому поющие чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»). Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтер- и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтер- и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные. Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию, в которой унтер- и обертоны различных тонов гармонично поддерживают и дополняют друг друга. Палочки из металла или твердой древесины извлекают из чаши резкий чистый тон. Войлочные молоточки дают гораздо более мягкий звук, уютный и умиротворяющий. Некоторые исполнители акцентируют те или иные тоны, приближая губы к ободу чаши, — звуки получаются совершенно необыкновенные! И наконец, по мнению некоторых целителей, терапевтическое воздействие звука во многом зависит от того, в какую сторону движется палочка при трении о чашу — по часовой стрелке или против.
Из книги Дика Де Рейтера "Чудо поющей чаши" (Пер. А. Блейз)
Источник: http://land-of-spirit.ru/news/2009-08-23-110 |