Гаятри Мантра
Гаятри Мантра - является сущностью учения Вед и Упанишад и прославляет единого Бога. Одна из наиболее священных мантр в индуизме, в которой обращаются к божеству Солнца и молят его о даровании просветления. Гаятри-мантра является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю). Повторяется каждым брахманом во время утренней (на восходе, после купания, повернувшись лицом к востоку), дневной и вечерней службы перед молитвенными обрядами.
Гаятри-мантра состоит из 24 звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из 24 божеств, а сама Гаятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели.
Существуют несколько типов Гаятри-мантры, например, Ганеша-гаятри, устраняющая препятствия, дающая контроль над умом и чувствами:
«АУМ ЭКАДАНТАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАКРАТУНДАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО БУДДХИХ ПРАЧОДАЙЯТ».
Вишну-Гаятри, несущая благополучие, в том числе и семейное:
«АУМ НАРАЙЯНАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ».
Шива-Гаятри, дарящая мир, процветание и разрушение затруднений:
«АУМ ПАНЧВАКТРАЙЯ ВИДМАХЕ,
МАХАДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО РУДРАХ ПРАЧОДАЙЯТ».
Брахма-Гаятри, созидающая, повышающая плодородие:
«АУМ ПАРМЕШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ,
ПАРАТАТТВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО БРАХМА ПРАЧОДАЙЯТ».
Рама-Гаятри, приносящая безопасность, укрепление имени и общественного положения:
«АУМ ДАШАРАТХАЙЯ ВИДМАХЕ,
СИТА-ВАЛЛАБХАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО РАМАХ ПРАЧОДАЙЯТ».
Кришна-Гаятри, – успех в работе, оживление дел:
«АУМ ДЕВАКИНАНДАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО КРИШНАХ ПРАЧОДАЙЯТ».
Саи-Гаятри:
«АУМ САИИШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ,
САТЬЯДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННАХ САРВАХ ПРАЧОДАЙЯТ».
В каждой гаятри-мантре присутствуют три разных имени (эпитета) божества и три одинаковых действия: постижение, медитация и побуждение. В общем виде гаятри-мантры можно перевести так:
Да постигнем мы (имя 1).
Для этого будем медитировать на (имя 2).
Да побудит нас к этому (имя 3).
Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии. «В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души. Следующая строка (Тат Савитур Вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого все родилось, мы поклоняемся Тебе. Третья строка (Бхарго девасья дхимахи) значит: Мы медитируем на Твою божественную реальность, которая есть Свет. И последняя строка (Дхийо йонах прачодайят) значит: Пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества.
Гаятри-мантра пронизывает все. В ней присутствуют три божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая богиня – повелительница чувств. Вторая – наставница в Истине, Сатье, и третья – госпожа речи. В Гаятри-мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятри прославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятри пять ликов и в ней сосредоточены все божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятре-мантре заключены и Стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого – медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри»
PS: «Признается существование двух типов Аватаров: Амсааватар и Пурнааватар. Все люди являются амсааватарами (частичными воплощениями божественного). Эти “неполные инкарнации”, пойманные в сети майи, иллюзии, становятся жертвами эгоизма и собственнических инстинктов и не выходят за рамки обычной мирской жизни. В отличие от них Пурнааватар (Полное воплощение Бога), подчинивший и преодолевший иллюзию, или майю, примером Своей жизни демонстрирует людям Свою полную Божественность. В зависимости от обстоятельств Он ведет себя по-разному, и может сложиться впечатление, будто Он тоже находится во власти майи, но в действительности Он свободен от майи во все времена». «Разница между человеком и Аватаром? Человек имеет 15 признаков, но он не является их властелином. Они существуют сами по себе. Когда начинают появляться признаки контроля, человек подходит ближе к 16 признаку, Всеведущему Параматману. Пять рабочих органов относятся к использованию рук, речи, хождению, еде и выделению. Пять органов чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). 16-й фактор – Всеведущий Параматман»
Источник: http://land-of-spirit.ru/publ/21-1-0-150 |