Способны ли киборги к духовному росту? Кому в первую очередь достанется искусственное тело? Является ли «Россия2045» антигуманным проектом? Позиция по этим вопросам координатора движения «Россия2045» Тимура Щукина.
Первая техника появилась задолго до изобретения плуга, автомобиля и мобильного телефона
Противоречие технологического и гуманистического подходов к развитию человечества кажется, на первый взгляд, очевидным: индустриальный мир обезличивает человека, превращает его в винтик большой машины, иссушает коммуникации, делая отношения поверхностными и неконтактными, в то время как проявления человечности связаны с образами природы, семьи, творчества и самопознания. Соответственно, любые технологические инновации воспринимаются как дегуманизирующие и разрушительные для человеческой природы, вызывают отторжение.
На мой взгляд, эта точка зрения справедлива по отношению к индустриальному миру, а не к технологиям вообще. Сегодня значительная часть планеты уже находится в постиндустриальной эпохе. Но дело даже не в этом, а в том, что техника является внутренне неотъемлемой частью человека и сопровождает нас с того самого момента, когда первые искры самосознания зажглись в глазах наших человекоподобных предков.
Прежде чем техника вырвалась во внешний мир в виде рычагов, ловушек для зверей, паровых машин и атомных электростанций, она была внутренней. О появлении первой техники и технологий заявило возникновение языка - системы знаков искусственного, внешнего по отношению к протопсихике происхождения, знаков, давших человеку возможность мыслить об объектах, отсутствующих в непосредственном опыте, а также действиях с ними. Объекты и действия получили имена, а человек - возможность, сидя в пещере, планировать охоту в своем воображении и в пространстве коммуникации с другими людьми. Язык стал инструментом, который полностью поменял ситуацию на планете, выделив наш вид из всей остальной биосферы и поставил человека на особое место в эволюционном процессе.
В основе языка и речи лежит отчуждение от непосредственного опыта, абстрагирование, приписывание случайной комбинации сигналов (звуков, например) конкретного смысла . Оперируя знаками вместе с другим, человек спустя какое-то время получает возможность делать это, разговаривая сам с собой, а потом и в уме... В конце концов внутренняя речь затихает, оставляя мыслительный процесс. Так формируются мышление и речь. Этот процесс и по сей день происходит с каждым из нас в детстве, и отсутствие такой “обработки” превращает человека в “маугли” - существо, практически ничем не отличающееся от животного.
Вместе с языком возникла произвольность - человек научился управлять самим собой с помощью слов, направлять собственное внимание и внимание других, управлять своей памятью по желанию, а не ассоциативно и ситуативно, разговаривать. Так возник первый инструмент - язык, а вместе с ним и первые средства управления миром и самим собой, первые психотехники.
А то, что мы называем техникой - автомобили, заводы и айфоны - являются частным случаем того, что отец Павел Флоренский называл “органопроекцией”, то есть процесса, в ходе которого функции физического тела отчуждаются и выносятся во внешний мир. Функция руки передается сначала палке и лопате, а потом - гордонобывающему комплексу, функция счета и анализа - сначала узелкам на веревочке, а потом компьютеру, способному обыграть шахматы даже гроссмейстера. Отчуждая от себя собственные функции во внешний, технический мир, человек снимает с себя то, что им не является, как бы очищая луковицу или кочан капусты от внешних слоев, получая возможность посмотреть на них и сказать себе: “Если я смотрю на это как на что-то внешнее, то это не я”. И продолжить процесс поиска себя, и насыщение мира вокруг себя своими отчужденными функциями.
Мир подошел сейчас к такой точке развития, что те функции, которые человек считает своими неотъемлемыми атрибутами: мышление, принятие решений, даже эмоциональность - находятся на пороге окончательного отчуждения. Еще немного, и эти они будут выполняться искусственными системами. Уже сейчас некоторые техники изменения сознания, расширения его возможностей выполняются с помощью внешних инструментов или могут быть усилены с помощью специальных средств - приборов биологической обратной связи, бинауральной и светостимуляции, не говоря уже о фармакологических средствах.
Как внешние устройства могут помочь во внутреннем развитии
Существуют и даже стали привычными технологии, способные вернуть человека к самому себе, простимулировать и усилить развитие сугубо человеческих качеств: креативности, внимания, эмоциональности, способности к глубоким и взаимно обогащающим отношениям. Речь идет как о техниках безаппаратных, так и о тех, где используются приборы.
Методы работы с телом и дыханием, используемые в терапии - это техники. Техники, которые применяет хороший терапевт, направляя внимание человека на трудный вопрос и помогая ему удерживаться в важной для того или иного осознания точке внутреннего пространства - это тоже техники, хотя их виртуозное применение уже вполне можно называть искусством. Используя приборы биологической обратной связи - настоящую технику, даже аппаратуру - человек в состоянии резко ускорить процесс самоосознания, научиться управлять функциями организма вплоть до деятельности отдельной клетки, и даже произвольно менять состояния своего сознания, за месяцы проходя те этапы работы, которые в классических школах йоги, например, могут занимать годы и десятилетия. А хороший специалист по теории решения изобретательских задач при помощи своих методик и техник, часть из которых представляет из себя алгоритмы системного мышления, а другая часть - техники в обычном понимании этого слова, то есть программное обеспечение, схемы и таблицы - способен вывести собственное техническое или научное творчество на новую высоту и совершать изобретения и открытия высокого уровня за дни, не тратя годы на перебор вариантов решения.
Так что появление в скором будущем управляемых нейроинтерфейсами кибернетических рук или даже тел, перенос выполнения некоторых функций тела и структур психики на искусственные носители - это вполне естественный путь, не запрещающий человеку развиваться внутренне. Он вполне естественен, продолжает основные тренды “органопроекции” и уж точно не является чем-то “античеловеческим”. Стремительно расширяя спектр доступных состояний сознания, модифицируя вместе с возможностями тела и возможности психики, человек обретает намного больше возможностей для развития, чем раньше. Вне зависимости от того, что он называет развитием: безграничный рост внутренней свободы и освоение новых состояний сознания или, напротив - поиск того неизменного, что является источником всего этого разнообразия.
Более того, человек, который обучается управлять протезом или даже целым роботом через нейроинтерфейс, делает это, как правило, с помощью методик биологической обратной связи. Хорошо известно, что обучение с помощью этого метода дает целый спектр положительных с точки зрения психотерапии “побочных эффектов”. Перенаправление внимания внутрь тела, отслеживание тонких нюансов состояний и постоянное самонаблюдение являются обязательной частью эффективного обучения. А это приводит к осознанию человеком интересных фактов о собственном устройстве, ускоренной проработке психологических проблем, увеличению диапазона комфортных состояний сознания, и даже сильно повышает иммунитет и снижает заболеваемость простудой и гриппом. Помимо обучения управлению внешними техническими средствами через нейроинтерфейс, это является главным применением методик биологической обратной связи (настройка организма, исследование внутреннего мира, коррекция соматических проблем, связанных с неправильным функционированием тела и его “программного обеспечения” - системы психического регулирования). Это подробно описано в профессиональной литературе, дополнительную информацию можно найти на моем сайте (www.wetware.ru).
Таким образом, технологический путь не означает превращение человека в робота, а программа “России2045” - это серьезный технологический, и при этом весьма гуманистически ориентированный подход. Любая технология расширяет возможности человека - в этом сама суть техники. Другое дело, что возможности могут быть направлены как на развитие, так и на разрушение - саморазрушение или разрушение мира вокруг себя. Любая технология - технология двойного назначения. И назначение выбирает сам человек. Серьезные технологии - это всегда серьезная ответственность!
Кто получит сверхвозможности тела и длительную, возможно, даже бесконечную жизнь? Я не имею в виду, получат ли его воры и убийцы, циничные банкиры, пожизненные президенты, обаятельные аферисты и прочие люди, которых мы считаем недостойными. Вопрос в другом - кто получит эти возможности, если их получим мы? От чего зависит то, как именно я буду использовать такие возможности? Техника эволюционирует, эволюционировать должна и человеческая этика, механизмы контроля агрессии, инструменты общения и совместной деятельности. От вопроса поддержания этого техногуманитарного баланса, как называет это А.П.Назаретян, зависит выживание человечества.
Ключевая тема дискурса, связанного с внутренним развитием и ростом человека (идет ли речь о самопознании, психотерапии или работе в рамках одной из конфессиональных или внеконфессиональных школ) - вопрос психологического субъекта и связанный с этим вопрос об эгоизме. И это не какая-то моральная категория - это сугубо практический вопрос, потому что образ “Я” связан с системой потребностей, которые управляют деятельностью и, в конечном итоге, решают, будет ли человек мстительным премьер-министром, недовольным водителем такси или любопытным океанологом. Вопросы структуры “Я”, его дробности или цельности, а также истинности являются определяющими для развития человека. В ходе психотерапии человек часто приходит к осознанию чужеродности некоторых своих желаний или взглядов, понимает, что они могли быть навязаны семьей, культурным окружением, возникнуть в невротическом процессе, являются продолжением каких то чужих сценариев или - что бывает чаще всего - сформировались просто случайно, а теперь управляют всей его жизнью.
Если «Я» избавится от самого себя, что от него останется?
Одна из наиболее влиятельных фигур в мире психоанализа Жак Лакан считал, что “Я” - это центральный невроз личности. “Я - это Другой”, говорит Лакан. И его легко понять, ведь любой невроз - это “образ “Я”, ставший ригидным, неизменяемым, например, невроз страха аварии может быть застывшим образом себя в травмирующей ситуации, требующим от остальных структур психики и даже от тела соответствия прежней, бывшей лишь однажды ситуации травмы. Очистив от новообразований “Я” человека, большая часть психотерапевтических школ дальше не идет, хотя и признает, что строение ядра личности неврозоподобно (как Лакан).
Именно по этой причине любое внутреннее развитие начинается с внимания по отношению к своим внутренним процессам, к изучению себя, к тому, как работают мысли, как запускаются, развиваются и затухают эмоции, что происходит в это время с телесными ощущениями - и как все эти внутренние события взаимодействуют друг с другом, появляясь в сознании и снова ныряя под его поверхность. В психотерапии человек исследует, какие его реакции являются автоматическими, базируются на установках или неосознанных внутренних конфликтах, а какие имеют нечто живое в своей основе.
Очевидно, что работа над созданием условий для существования Эго в супертеле на протяжении неограниченного времени, Эго, являющегося комбинацией неосознанных потребностей и установок, управляющих деятельностью человека - идея антигуманная. Напротив, возможность долго жить и расти, заниматься самопознанием и развиваться - идея в высшей степени гуманная. Человека развиваться не заставишь, в каком бы он теле ни находился, но длительные сроки жизни - это надежда на встречу с обстоятельствами, способными изменить его в лучшую сторону. А бесконечная жизнь делает это неизбежным. Да и существуют дополнительные обстоятельства, которые еще больше увеличивают вероятность позитивного развития событий, например, обучение управлению искусственным телом потребует упражнений, которые сами по себе имеют положительные психологические эффекты. Само использование биологической обратной связи в качестве метода обучения также склоняет чашу весов в желаемую сторону. Не исключено, что освоить управление искусственным телом, по крайней мере пока наука не сделает этот переход простым и незаметным, смогут только люди, которые уже в каком-то смысле к этому телу уже не привязаны - может быть, это сможет стать своего рода предохранителем?
Суставы и мышцы наших будущих крыльев
Остается надеяться и работать над методикой развития и реальной эволюции человека, которая бы могла продолжаться и после перехода в искусственный носитель. Это является частью проекта “Россия2045”. Очевидно, что если человек не развивается, он деградирует. Use it or loosе it. Обычно смерть скрывает конечную часть этого тренда, но с увеличением продолжительности жизни разделение на психически здоровых и развивающихся и меганевротиков может стать намного более очевидным.
Что касается технической реализуемости проекта “Россия2045”, она не вызывает никаких сомнений. Я в каком то смысле инфицирован вирусом ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и больше не вижу невыполнимых задач, а только задачи различного уровня сложности. И если человечество само себя к указанным срокам с успехом не уничтожит, то проект несомненно будет реализован в полном объеме. Это вполне может произойти уже к 2045 году. И тогда мы сможем ответить на классический вопрос “Почему люди не летают как птицы” так: “Потому что до 2010 года у людей не было ни электроконструкционных полимеров для создания электрических мышц, ни средств передачи энергии по ионизированному каналу, пробитому с помощью лазера Тесловским способом, ни нейроинтерфейсов, способных обеспечить управление сложной динамической системой управления полетом в реальном времени, ни даже примитивных искусственных интеллектов, способных взять на себя задачи автоматизации управления мышечными системами искусственных крыльев. А главное - тогда еще не стартовал проект “Россия2045” и не начались междисциплинарные исследования в области нейроинтерфесов, искусственных органов и систем!”
http://2045.ru/articles/28525.html |